Ярмарки умеренного тщеславия

Ангелина Давыдова
10 ноября 2003, 00:00

Спад на фондовом рынке Британии привел к тому, что искусство стало привлекательным объектом для инвестиций. Арт-бизнесмены, сделав произведения современного искусства доступными по цене, занялись воспитанием новых коллекционеров

Рынок современного искусства в Британии на подъеме. В прошлом году англичане потратили на нем больше, чем когда-либо, - около 7 млрд фунтов. "Мы сошли с ума на почве искусства?" - спрашивали своих читателей ведущие британские медиа, едва лишь появилась информация об этих рекордных тратах. Художественное сообщество отреагировало на этот вопрос мгновенно - лондонско-манчестерское объединение The Little Artists из деталей конструктора Lego создало немаленькую конструкцию (150 x 100 x 120 см) под названием "Нация, в наибольшей степени сошедшая с ума на почве искусства". "Сошедшую с ума нацию" оценили в 20 тыс. фунтов.

Искусство в Британии окончательно утвердилось в статусе одного из способов инвестирования свободных денежных средств. "Массовый потребитель стал проявлять все больший интерес к приобретению предметов современного искусства по двум основным причинам: во-первых, чтобы предметы искусства соответствовали интерьeру дома - это так называемые покупатели искусства для дома, а во-вторых, многие из покупателей рассматривают искусство как объект инвестирования", - сказала "Эксперту" директор галереи The Comme Ca Art Gallery в Манчестере Клэр Тернер.

Важную роль в бурном развитии рынка искусства в Британии сыграло то, что за последние пять лет произведения современных авторов стали намного доступнее широкой публике - и по цене, и по приближенности к покупателю. Британские арт-бизнесмены создали целую систему продвижения на рынке работ современных авторов - основана она на воспитании новых коллекционеров, расширении их круга. И сейчас покупатели в большинстве своем предпочтут при сопоставимой стоимости приобрести оригинальное произведение современного художника, а не копию Кандинского или Пикассо. Люди начинают рассматривать искусство как часть своей повседневной жизни.

Инвестиции в искусство

Бум на рынке произведений искусства во многом был вызван спадом на фондовом рынке. Возможностей для инвестирования с хорошей доходностью стало значительно меньше. И современное искусство в какой-то мере стало заменой акциям для некрупных частных инвесторов. Тем более что, по мнению многих аналитиков, рынок искусства подвержен меньшим колебаниям и во время экономических подъемов и во время спадов. "Широко известно, что когда фондовый рынок находится в упадке, люди стремятся инвестировать во что-то ощутимое, возможно, это не гарантированный доход на инвестиции, но это что-то, что по крайней мере привлекательно выглядит и является источником хорошего настроения", - говорит глава компании Affordable Art Fair Уилл Рамсей.

Никто не станет отрицать, что наибольший доход приносят инвестиции в классическое искусство или в искусство эпохи модерна. Так, анализ цен на аукционах, проведенный Art Sales Index, показывает, что стоимость произведений может вырасти и на 700% - примерно на столько за последние пять лет подорожали "лидеры роста" - работы Моне, Сезанна, Пикассо, Миро и Магритта. Но никто не станет отрицать и того, что далеко не каждому Магритт по карману и что количество "работ в обращении" сравнительно невелико. Так что, несмотря на заоблачные цены, потенциал расширения этого рынка ограничен.

Иная ситуация на рынке произведений современных авторов. Его потенциал роста, по сути, ничем не ограничен - авторы живы и могут работать в соответствии со спросом. Доходность же от инвестиций здесь может быть вполне сопоставимой с той, что дает фондовый рынок в ситуации стабильного роста. Так, по данным исследования Artprice Index, цены современных работ стоимостью до 700 фунтов растут не меньше, чем на 16% в год. Естественно, что работы некоторых авторов растут быстрее. Так, если в 1999 году акварели Эммы Луизы Викери стоили 400 фунтов, то сейчас - больше 1000 фунтов. Еще один пример - работы Колина Макмастера (карикатуры, основанные на рекламных постерах и журналах 50-х годов), за три года они подорожали вдвое и стоят по 750 фунтов. Вопрос лишь в том, чтобы привлечь на этот рынок еще больше покупателей.

Воспитание коллекционера

Причиной бурного роста этого сегмента рынка стало то, что бизнесмены активно внедряют новые технологии продажи предметов искусства. Так, Cupola Gallery ежегодно проводит в Шеффилде "распродажи из-под кровати", на которых выставляется примерно 1500 работ, сами художники сочли их неудачными, но, с точки зрения критиков, эти произведения заслуживают внимания. Максимальная стоимость картины - 100 фунтов, скульптуры - 300 фунтов.

За последние несколько лет галереи стали намного ближе к покупателям. Они в определенной мере воспитывают своего клиента, взращивают в нем коллекционера. Теперь работы выставляются не только непосредственно в пространствах галерей, но и в таких традиционных местах проведения досуга англичан, как бары, рестораны, кафе. И посетители ресторанов, когда видят работу художника, которая им нравится, уже знают, что могут запросто купить ее, обратившись в выставившую ее галерею. Например, та же The Comme Ca Art Gallery управляет и галереей, и еще семью выставочными площадками в Манчестере.

Клэр Тернер считает, что такой подход к продвижению работ оказывает довольно существенную поддержку художникам, особенно молодым или только что закончившим обучение. Покупателям это дает возможность почувствовать себя меценатом, что порождает ощущение некоего статуса. Многие галереи теперь знакомят будущего покупателя с художником, предлагают взять работу домой, повесить ее на стену, пожить с ней какое-то время, привыкнуть и понять, насколько она подходит его дому. "Что происходит дальше? Через две-три недели девять из десяти покупателей приобретают картину, - рассказывает Клэр Тернер. - Для коллекционера искусство становится частью жизни. И даже в периоды экономических спадов собиратели произведений искусства не отказываются от своих пристрастий. Ведь искусство может сделать людей счастливыми. Это то, чего деньги сделать не могут".

Искусство сродни вину

Основатель компании Affordable Art Fair Уилл Рамсей - 34-летний шотландец из Эдинбурга, пожалуй, наиболее яркий пример успешного британского бизнесмена в сфере торговли современным искусством. Рамсей уже пятый год подряд устраивает ярмарки, главная цель которых сделать современное искусство более доступным и привлечь к нему людей, которым в нормальных условиях мысль о покупке предметов искусства и в голову бы не пришла.

Уилл Рамсей говорит, что начал интересоваться искусством еще в школе, но, окончив ее, пошел на службу в Королевскую Шотландскую драгунскую гвардию, которой посвятил пять лет жизни. Оставив службу, Уилл стал колесить по Лондону и осматривать арт-галереи. "Большинство из них произвели на меня пугающее впечатление, главным образом из-за холодного приема, который доводилось испытывать каждому посетителю. Был некий фактор страха - страха, который возникал каждый раз, когда мне доводилось входить в очередную галерею. Во-первых, там, как правило, никого не было, так что можно было слышать звук собственных шагов на деревянном полу, что было крайне неловко. Я не чувствовал, что ко мне относились как к потенциальному покупателю, - рассказывает Рамсей. - В основном галереи тогда выставляли работы только одного художника одновременно, что мне показалось тоже странным. Вы идете в обувной магазин и видите огромнейший выбор различных пар обуви, но если вы приходите в галерею и видите только одного художника, который, к тому же, может не понравиться, то уходите разочарованным".

Тогда Рамсей решил основать собственную галерею, где выставлялись бы работы как минимум 15 художников и где люди могли бы купить доступные им по цене предметы искусства или просто посмотреть на них в приятной обстановке, чтобы играла музыка, а дружелюбные работники выставки рады были бы ответить на любые вопросы. "Меня вдохновил на эту идею получивший в последнее время широкое распространение рынок доступного вина, где многие компании сумели быстро разбогатеть, предлагая потенциальным покупателям вино по более доступным ценам, - говорит Уилл Рамсей. - Искусство и вино - это те области жизни, в которых большинство людей считают необходимым разбираться и чувствуют себя смущенными, если они не являются знатоками. Тридцать лет назад рынок вина функционировал только для людей, которые разбирались в вине, но теперь это массовый рынок. Я решил, что подобное надо сделать и с современным искусством".

Начинающий предприниматель взял в банке кредит на 100 тыс. и нашел старый склад викторианской эпохи, который намеревался превратить в художественную галерею. Затем он начал обходить студенческие показы и студии художников, чтобы найти работы, которые ему захотелось бы выставить. "Один из моих главных принципов - выставлять работы только живущих художников, чтобы они смогли на этом заработать. Работы, продаваемые в галерее, стоили от 50 до 2500 фунтов", - говорит Уилл Рамсей.

Большую часть займа он потратил за первые несколько месяцев - еще до того как бизнес начал приносить деньги. И тогда один из его друзей посоветовал ему время от времени сдавать галерею для проведения частных вечеринок, благо размеры позволяли. Новоявленный галерейщик не пренебрег советом. После того как первая галерея начала приносить прибыль, он открыл еще две - в других районах Лондона, но через полгода из-за проблем с логистикой вынужден был их закрыть - картины надо было постоянно перевозить из галереи в галерею. Тем не менее первая галерея выжила, и сейчас объем продаж в ней составляет около 2 млн фунтов в год.

Много и дешево

Искусство и вино - это те области жизни, в которых люди считают необходимым разбираться и смущаются, если не чувствуют себя знатоками. Тридцать лет назад рынок вина функционировал только для тех, кто разбирался в вине, но теперь это массовый рынок. Нечто схожее происходит и с современным искусством

Еще одна идея, пришедшая в голову Рамсею, заключалась в том, чтобы проводить ежегодные ярмарки так называемого доступного искусства, где могли бы участвовать сразу несколько галерей и где любую работу можно было бы купить дешевле 2500 фунтов. На примере этих ярмарок легко проследить, насколько быстро новый технологический прием развивает и сам британский рынок предметов современного искусства и позволяет захватывать новые.

Первая подобная ярмарка было проведена в Лондоне в октябре 1999 года, в ней участвовало 87 галерей, ее посетили 10 тыс. человек и потратили в общей сложности 1 млн фунтов. Уже первая ярмарка позволила заявить о себе многим не известным еще в то время художникам и галереям. С 2001 года подобные ярмарки доступного искусства стала устраивать и Affordable Art Fair - в Бате и Бристоле, а начиная с 2002 года ярмарки в Лондоне стали проходить два раза в год - в октябре и марте. В октябре 2002 года компания Affordable Art Fair вышла и на американский рынок - устроила первую ярмарку в Нью-Йорке, и поскольку платежеспособный спрос там выше, максимальная цена за работу на нью-йоркской ярмарке составила 5000 долларов (подробнее смотри "Американская специфика"). В прошлом году общий объем продаж на всех ярмарках достиг 8 млн фунтов. В 2003 году к списку городов добавились австралийские Сидней и Мельбурн.

Последняя ярмарка прошла 9-12 октября в Лондоне, она собрала 150 художников, 18 тыс. посетителей (как коллекционеров, так и пришедших посмотреть на современное искусство в первый раз) и принесла 3,5 млн фунтов (притом что работы в среднем стоили от 250 до 700 фунтов). Каждый четвертый посетитель что-то купил.

Манчестер

Американская специфика
Революционным этапом в развитии компании Рамсей считает приход ярмарок доступного искусства в Америку. Дело в том, что Британия по-прежнему более тяготеет к изобразительной, образной традиции: по словам Клэр Тернер из The Comme Ca Art Gallery, лидерами в продажах физическим лицам по-прежнему остаются живопись и фотография; у корпоративных покупателей активным спросом пользуется и скульптура.
В Нью-Йорке же общая ситуация на рынке искусства "несколько модернистичнее", современное искусство здесь трактуется существенно шире. Так, наиболее противоречивые отзывы на прошлой нью-йоркской выставке получила работа Габриела Лалонде - стеклянная банка, наполненная головами кукол Барби. Сам художник назвал свое произведение "Маринованные Барби". Помимо новых возможностей, которые дает специфика американского рынка, Нью-Йорк интересен в финансовом плане: если приобретение в Лондоне в среднем стоит 800 долларов, то в Нью-Йорке - 1500 долларов. По мнению Клэр Тернер, нельзя забывать, что нью-йоркская публика - это крупнейшие в мире частные и корпоративные коллекционеры современного искусства.