Ноам Хомский - это два 75-летних американца в одном. Первый полвека назад совершил революцию в языкознании, предложив новый инструмент лингвистического описания и объяснения - генеративную грамматику. Второй - общественный деятель левого толка, правозащитник, регулярно выпускающий в свет книги и статьи, главным образом с критикой внешней политики США (эта его ипостась долгое время была известна у нас под фамилией Чомски).
Новая книга Хомского "Государства-изгои" ничем принципиально не отличается от того, что он писал раньше ("Новый военный гуманизм", "Прибыли на людях"). По сути, в анализе межнациональных конфликтов Хомский всегда пользуется одной и той же тривиальной схемой с тремя участниками (США, государство-клиент, этнос - жертва агрессии) и единственным катализатором военных действий считает геополитические интересы США. Прочие индивидуальные факторы рассматриваются мало.
Автор - не эталон объективности и не специалист по выводу следствий из посылок. Чего стоит, например, фраза "Поддержка Соединенными Штатами... массовых убийств была почти рефлекторной". Здесь дискуссия явно выходит за рамки логической аргументации и ведется в сфере эмоций. Кроме того, вызывают сомнения библиографические указания, вроде следующего: "Информация об этом находится в не подлежащих оглашению документах". Подобные мелочи, попадающиеся там и тут среди вполне известных и официально признанных фактов, вовлеченных в стройную цепочку силлогизмов, как 25-й кадр в рекламе.
Стабильность взглядов Хомского и формы их выражения делают практически ненужным написание новых текстов - достаточно "апдейтить" уже имеющиеся. Так он и поступает: все главы книги в разное время были опубликованы по отдельности и/или представлены во время публичных выступлений, а самые важные идеи на всякий случай по многу раз повторены в интервью, изданных отдельными томами и брошюрками. Доходчивость этих текстов поразительная, особенно в сравнении с лингвистическими трудами академика, больше похожими на древние индийские грамматики. А когда Хомский говорит о "насаждении социально-экономических структур, порождающих террор и агрессию", он очень хочет быть понятым - если не выученным наизусть. После определенной порции такого чтения главные формулы - вроде листовочной "Ваше правительство вас обманывает" - запоминаются сами собой. Именно за счет антиглобалистско-революционных текстов Хомскому и удалось воплотить в жизнь мечту всякого академического ученого - войти в десятку самых цитируемых авторов планеты.