Профильный передел

Русский бизнес
Москва, 26.04.2004
«Эксперт» №16 (417)
Чтобы повысить стоимость своего бизнеса, российские предприниматели все чаще занимаются упорядочиванием своих активов

Реструктуризацию компании проводили всегда -- пять, десять лет назад, будут проводить и впредь. Но если раньше российские промышленники воспринимали реструктуризацию лишь как набор кровавых методов антикризисного управления (сокращение издержек, массовые увольнения), то теперь видят в ней эффективный способ создания и приумножения стоимости компании. Магистральных направлений роста капитализации два. Первое -- корпоративное управление, и в этом россияне добились определенных успехов (см. материал "Быстрый дрейф" в "Эксперте" 14 за 2004 год). Второе -- реструктуризация компании. Именно с точки зрения роста капитализации теперь рассматриваются почти все структурные изменения бизнеса. Яркое подтверждение растущего интереса к этому направлению -- по суммарному обороту рынка слияний и поглощений Россия в 2003 году вышла на первое место в Центральной и Восточной Европе: на ее долю пришлось более 50% всех сделок.

Среди мотивов, подвигающих наших предпринимателей заняться реструктуризацией, есть и такой, как стремление зафиксировать свои достижения, получить возможность передать оперативное управление наемным менеджерам или вовсе выйти из бизнеса. Как рассказывает "Эксперту" управляющий партнер компании "Про-инвест консалтинг" Александр Идрисов, "у нас значительное число клиентов -- это собственники, ориентированные на создание стоимости и повышение ликвидности своего бизнеса. Они строят свой бизнес так, что, если вдруг им придется уйти, они уйдут из этого бизнеса не с пустым карманом, а с хорошими деньгами".

Дисконт за диверсификацию

Единого рецепта реструктуризации не существует. В рамках исследования, предпринятого рейтинговым агентством "Эксперт РА" (отчет об исследовании "Влияние реструктуризации на стоимость компании" будет опубликован на сайте www.raexpert.ru после обсуждения на конференции "Эксперт РА" 20 мая 2004 года.), было проведено более десятка углубленных интервью с ведущими специалистами по реструктуризации компаний -- как с топ-менеджерами, так и с консультантами. Разброс рекомендаций поражает воображение. От элементарных требований по подготовке аудированной финансовой отчетности до радикальных вариантов увольнения всего менеджмента компании и сокращения втрое численности персонала. По мнению представителя Ernst & Young Олега Данилина, выбор методов реструктуризации зависит прежде всего от стратегии компании. А еще от таких факторов, как "масштаб компании и географическое положение ее подразделений, это во-первых. Во-вторых -- структура компании, как организационная, так и юридическая. И в-третьих -- направления деятельности, которыми занимается компания: является она монопродуктовой или структура ее производства диверсифицирована".

На важность фактора "специализация/диверсифицированность" указывают почти все наши респонденты. И неудивительно. Инвесторы, и отечественные, и зарубежные, настороженно относятся к конгломератам. По словам Михаила Бройтмана, директора управления инвестиционно-банковской деятельности ИК "Тройка Диалог", "с

Новости партнеров

«Эксперт»
№16 (417) 26 апреля 2004
Власть и бизнес
Содержание:
Домострой для бизнесмена

Высокопоставленные российские чиновники придумывают все новые и новые обременения для крупной частной собственности в стране. В обмен на относительную легитимность требуется отказ от использования налоговых льгот, масштабная благотворительность и безусловная поддержка партии власти

Наука и технологии
На улице Правды
Реклама