Только поздним вечером в последний день саммита Евросоюза в Брюсселе стало известно, что лидеры 25 стран - членов ЕС согласились с принятием общеевропейской конституции. Саммит состоялся через пять дней после выборов в Европарламент, на которых электорат поддержал оппозиционные партии и евроскептиков. Евросоюз оказался перед весьма сложным выбором: либо принять конституцию сейчас, либо - никогда.
В Брюсселе решили пойти на взаимные уступки и принять конституцию сейчас. Главным компромиссом стал принцип "двойного большинства" при принятии решений в рамках ЕС. Согласно этому правилу, за каждое решение Еврокомиссии должны проголосовать не менее 55% стран, входящих в ЕС, в которых проживает не менее 65% населения Евросоюза. Этот принцип защищает интересы и малых стран (Мальты, Люксембурга, Кипра) и больших (Германии, Франции, Британии, Италии). Вариант, предложенный председательствующей в ЕС Ирландией, действительно устроил почти всех, кроме средних по размеру Испании и Польши, у которых по старой системе голосования был тот же вес, что и у больших стран. Вторым важным компромиссом стало то, что вопросы внешней политики, обороны и налогообложения остались в ведении национальных правительств. Это положение было ключевым для правительства Британии, которое на выборах в Европарламент понесло поражение от тори и евроскептиков. Кроме того, одним из основных положений конституции в области оборонной политики стало упоминание о том, что НАТО остается "фундаментом европейской безопасности".
Конституция ЕС оказалась также и секулярной. Хотя ряд стран - Польша, Ирландия, Испания и Мальта - предлагали включить в текст фразу о христианских корнях Евросоюза, данное положение осталось за рамками текста. Что открывает возможности для будущего членства в ЕС Турции и другим странам с мусульманским населением - Боснии и Герцеговине или Албании.
В ближайшие несколько недель текст конституции будет переведен на все официальные языки ЕС и подписан. Правда, половина стран ЕС планирует вынести ратификацию на референдумы. Ожидается, что отдельные референдумы (например, в Британии, Дании и Швеции) будут осложнены тем, что число противников конституции в этих странах превышает количество сторонников, поэтому правительствам придется провести большую работу, чтобы изменить ситуацию. Ратификация конституции на национальном уровне может растянуться на несколько лет. В случае провала ратификации перед странами, "виновными" в этом, замаячит перспектива выхода из Евросоюза.