Последние самураи

Культура
Москва, 08.11.2004
«Эксперт» №42 (442)

Корделия (Евгений Савинков) и Регана (Дмитрий Куличков) чисто выбриты, зато у Гонерильи (Роман Кириллов) - аккуратная темная бородка. Как и положено в театре Но, все роли в спектакле Тадаши Сузуки "Король Лир" играют мужчины. Публика МХТ, вздохнув от изумления в начале, далее вежливо молчит. Творчество Сузуки она потребляет, как суши в первый раз - медленно, терпеливо, не веря собственным ощущениям. И даже когда Роман Кириллов в роли Гонерильи начинает отчаянно комиковать, зал молчит, словно набрав в рот саке. Хотя его фарсовая тетка придает замечательную свежесть классической пьесе.

Готовясь реконструировать на сцене МХТ свой старый спектакль "Король Лир", знаменитый японский режиссер вывез всех российских актеров к себе в театральный центр, где они за несколько недель должны были изучить его систему актерской игры, причудливо сочетающую приемы театра Но, медитацию и боевые искусства. Актеры старались. На премьере они продемонстрировали ловкое владение мечами, хорошо отработанную традиционную жестикуляцию, умение выпаливать монологи, не раскрашивая их интонациями и глядя в одну точку так напряженно, словно им вот-вот предстоит совершить сеппуку. Лучше всех проявил себя Анатолий Белый в роли короля Лира. Но все-таки расслабиться и получить настоящее удовольствие от происходящего на сцене зрители смогли лишь к концу спектакля, когда исполнители подустали и начали сползать к привычному способу сценического существования.

Как всегда, Сузуки остался верен своему постановочному минимализму. Как всегда, пустую сцену оживляли только традиционные японские ширмы-седзи и наша старая знакомая - инвалидная коляска. Она появляется в каждом без исключения спектакле японского мастера. В "Дионисе" на ней ездил Дионис, в "Эдипе" - Эдип, в "Короле Лире" в нее уселся Лир. Если перефразировать Шекспира, Сузуки поставил спектакль про то, что "весь мир - психушка, люди - психбольные". Коляска наглядно иллюстрирует режиссерскую концепцию.

Секрет мирового успеха Сузуки - а он уже тридцать лет получает самые престижные театральные премии - в том, что он умеет создать ощущение тайны. Зрителям кажется, что гортанные крики его актеров, однотипные мизансцены, каноническая жестикуляция - лишь яркий покров для иной реальности, которая приоткрывается в кульминационные моменты его спектаклей. С актерами МХТ добиться этого эффекта Сузуки не удалось. Но нет сомнения, что японский "Король Лир" станет модным московским развлечением. Святое дело - зайти на такой спектакль перед походом в японский ресторан.

У партнеров

    «Эксперт»
    №42 (442) 8 ноября 2004
    Выборы президента Украины
    Содержание:
    Войны не будет

    Первый тур выборов на Украине показал, что противоборствующие группы национальной элиты не готовы к силовому решению вопроса о власти

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    На улице Правды
    Реклама