Трудно выйти из тени

Лилия Москаленко
9 мая 2005, 00:00

Ведущие экономические ведомства России спорят с Минпромэнерго, снижать импортные пошлины на обувь или нет. А сами обувщики считают, что этот рынок уже ничто не спасет: импорт скоро заполонит его - почти на 90 процентов

В ближайшее время в России могут измениться пошлины на импорт обуви и комплектующих для нее. С инициативой пересмотреть таможенные тарифы в правительство РФ в очередной раз обратился Национальный обувной союз. Члены этого союза - розничные обувные компании, производители обуви и дистрибуторы - предлагают, во-первых, дифференцировать тариф на обувь в зависимости от ее цены (сегодня тарифы рассчитываются одинаково для всей обуви). Во-вторых, снизить тарифную ставку на комплектующие и на готовую обувь (подробности смотрите в таблице 1). Участники обувного союза говорят, что существующие сегодня в России пошлины на импорт обуви (10% на комплектующие и 15% на готовый продукт) - одни из самых высоких в мире: в западных странах, к примеру, пошлины не превышают 8%. Всего же с выплатой НДС обувные импортеры должны заплатить при переезде через границу от 40 до 70% - в зависимости от стоимости и типа обуви. По сути своей пошлины сегодня являются запретительными.

Высокие тарифы приводят к тому, что большинство компаний, поставляющих обувь в Россию, предпочитают работать по "серым" схемам: через брокеров, за которыми "закреплены" определенные таможенные терминалы. Как рассказывают в обувных компаниях, импортер сегодня, при ныне действующих официальных ставках тарифов, должен заплатить примерно 65 тыс. условных единиц за фуру обуви, ввоз же обуви "по-серому" обходится импортеру гораздо дешевле - около 30 тыс. условных единиц за фуру.

По словам представителей обувных компаний, сегодня Россия едва ли не мировой лидер по объемам фальсифицированной обуви на национальном рынке, особо широко представлены так называемые европейские марки. "Ни в одной стране мира нет такого количества подделок бренда Nike, как в России", - говорит Сергей Лепнухов, управляющий по внешним связям компании Nike.

По данным Национального обувного союза, неучтенного импорта, то есть обуви, ввезенной в обход таможни, сегодня на российском рынке не менее 130 млн пар. А весь российский рынок обуви (с учетом официального импорта и обуви, произведенной в России) оценивается в 220 млн пар. Такой колоссальный объем неучтенного товара на обувном рынке приводит к тому, что ежегодно российский бюджет недополучает 200-250 млн долларов.

Снижение пошлин на обувь, считают в обувном союзе, решит эту проблему, поскольку выведет большинство импортеров обуви из тени. "Многие из них сами устали от таможенного произвола и говорят, что готовы платить больше, лишь бы на рынке были установлены понятные правила и нормальные тарифы", - говорит Наталья Демидова, генеральный директор Национального обувного союза.

Страх перед импортом

Подпишет ли премьер-министр России Михаил Фрадков новые правила взимания пошлин на импорт обуви - пока неизвестно. Инициативу Национального обувного союза поддерживают сегодня многие ведомства, в частности МЭРТ, Минфин и ФАС. Однако есть и активный противник снижения пошлин на обувь - Минпромэнерго. Чиновники этого министерства объясняют свое несогласие заботой об отечественном производителе обуви - он-де и без того с каждым годом теряет свои позиции на рынке. Сегодня доля импорта на обувном рынке России чрезвычайно высока - более 80%. В таких условиях снизить таможенные пошлины - значит лишить отечественные компании их главного на сегодня конкурентного преимущества - ценового. "Снижение импортных пошлин сделает производство обуви в России нерентабельным", - говорит по этому поводу Сергей Шумилин, начальник отдела легкой промышленности Минпромэнерго.

А что думают сами отечественные обувные компании по поводу снижения импортных пошлин? Если уменьшение тарифов на комплектующие для обуви сегодня безоговорочно поддерживают все отечественные производители (в России практически не производится нужных комплектующих), то в отношении тарифов на готовую обувь мнения расходятся. Сегодня среди отечественных обувщиков есть сторонники как Минпромэнерго, так и Национального обувного союза.

Позиция Минпромэнерго выражает в основном настроения отечественных обувных компаний, работающих в самом дешевом сегменте рынка, то есть прежде всего региональных игроков. В последние год-два бизнес у них шел далеко не блестяще. Многие фабрики, даже те, что подавали надежды после дефолта, оказались банкротами (среди них такие довольно известные обувные фабрики, как "Кубинка" и "Лидер"). Да и у лучших компаний, работающих в дешевом сегменте, за это время объем выпуска обуви упал в 2-2,5 с половиной раза (например, у компании "Вестфалика", "Парижская коммуна"). "Мы выпускали в 2003 году больше миллиона пар обуви, а сегодня - только 400 тысяч. Это связано с затовариванием рынка нелегальной азиатской обувью, - говорит Виталий Евсюков, генеральный директор компании 'Вестфалика', - если тарифы будут снижены, почти все обувные региональные фабрики закроются".

Тарифная политика как стимулятор дизайна

Сторонники позиции национального обувного союза (в основном это обувщики, работающие в нижнесреднем и среднем сегментах рынка), напротив, считают, что новые тарифы увеличат их конкурентоспособность, причем не только в ценах, но и в качестве. "Обилие неучтенной продукции, которая поступает на российский рынок без какой-либо пошлины, - говорит Елена Петрова, коммерческий директор компании 'Пальмира', - основная проблема для российских производителей обуви, причем работающих в любых сегментах рынка, потому что она продается по демпинговым ценам. Если этого товара не станет, конкурировать по цене российским обувщикам будет значительно легче". По мнению сторонников обувного союза, едва ли следует опасаться, что импорт резко подешевеет после введения новых пошлин, как сегодня это утверждает Минпромэнерго. "На самом деле произойдет только перераспределение средств, - считает Сергей Саркисов, вице-президент компании 'Эконика', - то есть те деньги, которые шли на взятки, теперь будут попадать в бюджет. А розничные цены на импортную обувь останутся прежними".

Сторонники снижения тарифов считают, что эта мера позволит им более эффективно выстроить свой бизнес и, соответственно, предложить рынку более совершенный продукт. Дело в том, что новые тарифы позволят им развивать производство по аутсорсингу за пределами России - прежде всего в странах Юго-Восточной Азии. Как известно, сегодня к аутсорсингу обуви обращаются все больше и больше мировых производителей обуви. Дешевая рабочая сила и хорошо развитая инфраструктура производства сделали в последние три-четыре года страны Юго-Восточной Азии, особенно Китай, обувной фабрикой всей планеты. Сегодня до 80% всей мировой обуви (в том числе обуви транснациональных брендов) отшивается именно там. Некоторые российские компании (в основном это так называемые новые обувные компании: "Эконика", Alba, "Пальмира" и др.) двинулись по этому пути: отдельные свои марки они отшивают в Китае, Индии, Бразилии и других странах. "Российские фабрики способны выпускать далеко не все виды обуви. Например, только 10 процентов ассортимента обуви с кожаным верхом может производиться в России", - говорит г-жа Петрова.

Очевидно, что снижение тарифов на импорт обуви будет гораздо активнее стимулировать отечественные компании переносить производство за рубеж. А это значит, что они смогут целенаправленно сосредоточиться на маркетинге, дизайне и моделировании - на тех компонентах, которые и обеспечивают сегодня конкурентные преимущества на обувном рынке.

Слишком поздно

Снижение тарифов вряд ли кардинально изменит расклад сил на российском обувном рынке

Покуда чиновники и обувщики спорят между собой и друг с другом, вводить ли новые тарифы, аналитики рынка уже определились - в подавляющем большинстве своем они считают, что снижение тарифов вряд ли кардинально изменит расклад сил на обувном рынке. "Такая мера могла сработать в конце 90-х годов, - говорит Сергей Сорокин, генеральный директор Егорьевской обувной фабрики, - а сегодня, когда импорт занимает более чем две трети рынка, это просто смешно". Чтобы российские обувные компании сегодня могли свободно конкурировать в качестве и цене, необходим, по мнению обувщиков, комплекс мер таможенного регулирования. Сегодняшнюю инициативу обувного союза эти компании считают половинчатой. Так, например, они говорят, что для эффективного развития бизнеса тарифы на ввоз комплектующих для обуви нужно снизить больше - до 2-3%. Необходимо ввести и отсрочку платежа НДС, который сегодня компаниям приходится предоставлять сразу при перевозе оборудования через границу, что надолго лишает их оборотных средств. "Но и одних таможенных мер для развития отечественной обувной промышленности будет мало, - утверждает г-н Сорокин, - нужен доступ к дешевым и длинным кредитам, нужны льготы при налогообложении и пр. - все, что в свое время делали правительства стран ЕС для развития у себя легкой промышленности". Без промышленной политики в отношении обувной отрасли одними пошлинами ее у иностранцев не отстоять.