Сигарета - враг теломеры

Наука и технологии
Москва, 18.07.2005
«Эксперт» №27 (474)

В журнале Nature были опубликованы результаты исследований ученых из лондонской больницы Святого Томаса о связи старения клеток с употреблением жирной пищи и курением. Исследователи изучили образцы крови 1100 женщин в возрасте от 18 до 76 лет, 11% из которых страдали ожирением, а 18% регулярно выкуривали значительное количество сигарет.

Ученые выделяли ДНК из клеток крови и определяли длину их теломер (теломеры - специализированные ДНК-белковые структуры, находящиеся на концах линейных хромосом).

В начале 60-х годов было выяснено, что клетки человека способны делиться ограниченное число раз. Предельное число делений зависит от возраста: к примеру, у новорожденных клетки делились в культуре до 90 раз, у семидесятилетних людей - лишь 20-30. При каждом делении клетки теломеры укорачиваются. Когда теломеры становятся угрожающе короткими, клетка перестает делиться и погибает.

Учеными было установлено, что в среднем женская теломера укорачивается на 27 пар нуклеиновых оснований в год. Выяснилось, что у женщин, страдающих ожирением, по сравнению с женщинами нормального веса теломеры в среднем оказывались на 240 пар оснований короче. А курильщицы теряли еще около 200 пар оснований за 40 лет курения. То, что курение и злоупотребление высококалорийной пищи ведут к различным заболеваниям и преждевременному старению, было известно давно. Но факт укорочения теломер стал ярким подтверждением этого. Сейчас ученые продолжают исследования, пытаясь выяснить, как на длину теломер могут влиять диеты и физические упражнения. Результаты этих исследований послужат основой рекомендациям по увеличению продолжительности жизни.

Ученых вообще интересует возможность управления укорочением теломер. Известно, что раковые клетки бессмертны, у них теломеры не укорачиваются. Стволовые клетки также способны делиться неограниченно долго. Изучение механизмов жизнедеятельности этих клеток может подсказать ученым способ увеличить продолжительность жизни других соматических клеток человека и таким образом продлить молодость.