Неудавшаяся звезда

Наука и технологии
Москва, 18.07.2005
«Эксперт» №27 (474)

Астроном Калифорнийского технологического института в Пасадине Мацей Конацкий открыл первую планету в сложной звездной системе, состоящей из трех взаимосвязанных "солнц" - желтого, оранжевого и красного. Эта тройная система под условным номером HD 188753 находится в созвездии Лебедя на расстоянии 149 световых лет от Земли.

Обнаружить невидимый на фоне трех светил планетоподобный объект американскому ученому удалось при помощи десятиметрового телескопа Keck I (Гавайские острова). Это открытие - первый успех Конацкого в рамках недавно затеянного им полномасштабного исследования 450 множественных звездных систем нашей галактики (множественными называются системы, состоящие из трех и более звезд).

По оценкам астрофизиков, более 60% звезд в галактике Млечный Путь входят в состав бинарных или множественных систем. Однако у подавляющего большинства открытых учеными экзосолнечных планет, т. е. планет, находящихся вне нашей Солнечной системы, наличествует только одна звезда-хозяйка. К середине 2005 года в "экзосолнечный реестр" была внесена 161 планета, и пока лишь около десятка таких планет обнаружено у бинарных звезд. Подобный перекос прежде всего связан с недостаточной разработанностью сегодняшних экспериментальных методов, использующихся при поиске экзопланет в бинарных и тем более во множественных системах.

Практически все известные астрофизикам экзосолнечные планеты относятся к классу "горячих Юпитеров". Не является исключением и находка Мацея Конацкого. Масса новой планеты очень близка к массе Юпитера, температура ее поверхности крайне высока. Оборот вокруг главного "желтого" солнца, к которому она "экстремально близка", планета совершает за 3,35 земных суток.

Однако, несмотря на формальное сходство с прочими экзопланетами, найденный Конацким объект в созвездии Лебедя поставил перед астрофизиками новую проблему. Если строго следовать общепринятой теории, планеты Конацкого не может быть в природе: тройное гравитационное воздействие звезд системы HD 188753 не должно позволить протопланетной материи самоорганизоваться на сколько-нибудь безопасном расстоянии от этого триумвирата.

Впрочем, Конацкий предлагает выход из этого теоретического тупика: пресловутая экзопланета - на самом деле "неудавшаяся звезда". Иными словами, этот "объект Х" долгое время претендовал на то, чтобы стать четвертой звездой системы, но в ходе своей эволюции так и не смог зажечь внутри себя термоядерный огонь и постепенно деградировал в юпитероподобного гиганта.