Человек - универсальное насекомое

3 октября 2005, 00:00

Немецкий ученый Руди Лезель (Университет Аахена) пришел к выводу, что все известные разновидности мозгов животных произошли от одного простейшего "мозга-предка" (в английской версии - mother brain), который появился на нашей планете не менее 700 млн лет назад. Именно к тому времени относится важнейшее событие в эволюционной истории Земли - разделение двух основных типов животных, беспозвоночных и позвоночных.

Статья д-ра Лезеля на днях была опубликована в весьма специализированном журнале Arthropod Structure & Development ("Структура и развитие членистоногих"). По словам автора статьи, "те мозги, которые мы сегодня видим у людей, птиц, насекомых и всех прочих многоклеточных животных, обладающих центральной нервной системой, - это всего лишь вариации на тему одной древнейшей схемы. К сожалению, пока мы не имеем ни малейшего понятия о том, как мог выглядеть этот 'первый мозг', но достаточно очевидно, что его нервная архитектура и базовые генетические механизмы должны были быть крайне примитивными".

Нет особых идей у Руди Лезеля и относительно того, какое именно существо могло быть "хозяином первого мозга". Впрочем, на этот счет давно имеются разнообразные научные спекуляции, в частности, согласно одной из наиболее популярных таковым следует признать сегментированного плоского червя.

Д-ру Лезелю и его многочисленным коллегам, занимающимся исследованиями эволюции мозга, не приходится рассчитывать на свидетельства, оставленные ископаемыми окаменелостями, поскольку нейронные ткани распадаются гораздо быстрее прочих. Поэтому основным научным орудием Лезеля являются компаративные методики - сравнительный анализ мозговой архитектуры современных животных особей, при помощи которого выискиваются общие для всех них строительные элементы и связующие звенья.

По мнению немецкого биолога, рождение пресловутого "мозга-предка" скорее всего состоялось незадолго до большого разделения "эволюционного древа жизни", 700 млн лет назад.

Как утверждает Лезель, косвенные свидетельства в пользу существования в далеком прошлом общего для всех животных мозга можно обнаружить при изучении ряда простейших нейротрансмиттеров, действующих по похожим схемам у различных организмов, а также при сравнении генов, регулирующих так называемые циркадные ритмы - суточные циклы сна-бодрствования животных (у млекопитающих и насекомых эти гены практически совпадают).

С примерной датировкой Лезеля в целом соглашается и швейцарский профессор Вальтер Геринг (Университет Базеля), посвятивший многие годы исследованию внутреннего строения легендарных мух-дрозофил. В частности, Геринг обнаружил, что контрольный ген, регулирующий рост и развитие органов зрения у дрозофил, присутствует в геноме как прочих насекомых, так и большинства млекопитающих. По словам швейцарца, "тот факт, что у млекопитающих и насекомых сохранился общий ген, отвечающий за морфогенез глаз, убедительно свидетельствует в пользу того, что механизмы генетического контроля развития живых организмов намного более универсальны, чем это казалось ученым еще совсем недавно".