По сообщениям информагентств, президент России Владимир Путин в ходе своего визита в Нидерланды фактически отказал англо-голландской нефтегазовой компании Shell в увеличении сметы расходов по проекту "Сахалин-2". Shell, являясь основным акционером оператора проекта - компании Sakhalin Energy, планировала увеличить совокупные расходы в нем с 12 до 20 млрд долларов.
Отказ России от увеличения инвестиций может показаться нелогичным, но лишь на первый взгляд. Дело в том, что добываемая в рамках проекта нефть распределяется между иностранными участниками и российским государством по соглашению о разделе продукции (СРП). Это значит, что увеличившиеся затраты западные компании компенсируют отбором большего количества российской нефти. Период, когда свои прибыли начинает получать российское государство, в таком случае отдаляется, поскольку по СРП текущая добыча сначала покрывает издержки зарубежных участников.
Жесткая позиция России в отношении проекта "Сахалин-2" преследует и другую цель - защиту интересов "Газпрома". Монополия уже достигла принципиальной договоренности с Shell о размене активов, по которой она получит 25% капитала Sakhalin Energy, принадлежащих Shell, в обмен на 50-процентный пакет акций в проекте по разработке глубинных залежей заполярного месторождения. Однако реализация этих договоренностей застопорилась, поскольку стороны не могли договориться, кто и в каком объеме должен платить компенсацию за неравноценный обмен. Удорожание сахалинского проекта значительно усилило бы позицию Shell.
Стоит добавить, что компания ExxonMobil, конкурент Shell по другому проекту, "Сахалин-1", решила добровольно снизить смету своих расходов в 2006 году на 40 млн долларов.