Ловушка для партии власти

Политика
Москва, 06.02.2006
Для расширения электоральной базы партия власти объективно будет смещаться влево, все более подсаживаясь на "бюджетную иглу"

Не так давно "Ведомости" опубликовали результаты исследования двух израильских экономистов, сопроводив статью оптимистичным заголовком: "Избирателя не купишь. Это теперь экономически доказано". Согласно исследованию, наращивание бюджетных расходов политиками не гарантирует им ответной поддержки со стороны избирателей.

К сожалению, трудно согласиться со столь категоричным выводом. И не только потому, что, например, исследования экспертов МВФ и Мирового банка говорят об обратном, сколько по той причине, что в России практика "бюджетного подкупа" избирателей прекрасно работает и приносит весомые политические дивиденды. Прекрасное подтверждение этого -- результаты последних парламентских и президентских выборов. Расчеты показывают очень высокую корреляционную зависимость: уровень поддержки правящей партии в регионах страны тем выше, чем выше доля федеральных средств в их бюджетах (см. график).

Когда я говорю "к сожалению", я сетую на то, что если бы выводы израильских ученых были релевантны для России, то оставалась бы надежда на слом неуклонной тенденции к все большему полевению российского правящего класса. Но растущая зависимость уровня электоральной поддержки парламентского большинства от дальнейшего наращивания бюджетных расходов (о чем свидетельствуют данные по выборам в региональные законодательные собрания последних двух лет) не дает оснований для подобных прогнозов. В следующей Думе "Единая Россия" вполне естественным образом может оформиться как левая партия.

Этому будет способствовать и избирательная реформа, заменившая смешанную систему выборов парламента на сугубо пропорциональную. Ведь "экономически доказано", что страны с немажоритарной системой выборов тратят больше государственных средств, а правительства, даже возглавляемые правыми, склонны проводить левую бюджетно-фискальную политику. Об этом свидетельствуют результаты более десятка статистических исследований, выполненных такими учеными, как Милеси-Феррети, Перотти, Ростанго, Ла Ферарра, Алесина, Перссон, Табеллини, Эстерли, Бакир, Глейсер и другие.

Объясняется данный феномен тем, что универсальная политическая практика "расплаты" за электоральную поддержку увеличением бюджетных расходов реализуется по-разному в государствах с мажоритарной и пропорциональной системой выборов. В первом случае это происходит в основном в форме локальных программ финансирования конкретных избирательных округов, что накладывает определенные ограничения на размер субсидий. Во втором -- через формирование общегосударственных программ или общенациональных проектов (так называемые pork barell programs), что, соответственно, ведет к значительному росту общего масштаба бюджетных расходов. Это как ставить забор на даче, не прибегая к помощи чернорабочих, а арендуя для этого свайную машину. Результат один, а затраты несопоставимы.

Таким образом, с точки зрения бюджетной дисциплины следующая -- "пропорциональная" -- Государственная дума будет еще более склонна к эгалитарно-распределительным решениям, чем нынеш

Новости партнеров

«Эксперт»
№5 (499) 6 февраля 2006
Армия
Содержание:
В неестественной позе

Следствие по делу об избиении рядового Сычева зашло в тупик

На улице Правды
Реклама