Поставщик дворов их глобальных величеств

Русский бизнес
Москва, 06.03.2006
«Эксперт» №9 (503)
Успех питерской компании "Морион" основан на умении встраиваться в технологические цепочки мировых игроков. О том, как завоевать их доверие, рассказал гендиректор Яков Вороховский

Ничего себе "мировой класс", думаешь невольно, оказавшись у доисторической вертушки в проходной мрачноватого фабрикоподобного здания на Васильевском острове. Здесь, на санкт-петербургской фирме "Морион", производят кварцевые генераторы -- высокоточные частотозадающие устройства. Они применяются в системах связи, навигации, радиолокации, измерениях -- везде, где используется радиоэлектроника.

Слова "мировой класс" применительно к "Мориону" -- не абстрактный образ, они наполнены вполне конкретным содержанием. Шесть раз ведущие мировые высокотехнологичные компании -- HP, Motorola, Nokia, Alcatel, LG и Rohde & Schwarz экзаменовали "Морион" и признавали его право быть в клубе своих поставщиков. В 2001 году это признание было закреплено Сойеровской премией (C.B.Sawyer Memorial Award), статус которой в кварцевой промышленности сравним с Нобелевской. Огромный кристалл, стоящий в кабинете генерального директора ОАО "Морион" Якова Вороховского, поражает размерами и гравировкой за "выведение 'Мориона' в фирму мирового класса".

Когда в 1994 году сотрудники обратились к кандидату наук, завотделом исследований и разработок пьезоэлектронных устройств "Мориона" Якову Вороховскому с предложением возглавить весь завод, предприятие было на дне. Объем продаж -- 600 тыс. долларов в год, 1400 человек штатного состава со средней зарплатой в 17 у. е., которую еще и задерживали по нескольку месяцев, кризис неплатежей и долги, объем которых равнялся объему продаж за полтора года. Однако г-н Вороховский согласился.

В таком же положении в начале 90-х оказались и другие высокотехнологичные предприятия ВПК, когда схлопнулся внутренний рынок: гособоронзаказ резко сократился, а отечественные гражданские производители электроники пали под натиском иностранных. Выбор у "Мориона" был небогатый: выживать в расчете на возрождение госзаказа или на 180 градусов менять стратегию и переориентироваться на внешний рынок, туда, где бурно развивалась телекоммуникационная отрасль.

За границей, впрочем, о "Морионе" почти никто не знал, зато предубеждений в отношении российских компаний было предостаточно. Требовался "архимедов рычаг", и им стал выбор правильного партнера и акционера -- американской фирмы, с которой петербуржцы технологически и рыночно дополняли друг друга. Благодаря работе под американской маркой "Морион" признали и захотели с ним сотрудничать.

Результат, как говорится, налицо: объем продаж "Мориона" перевалил сейчас за 12 млн долларов, при том что численность персонала сократилась втрое (то есть производительность выросла в 50 раз), средняя зарплата немного не дотягивает до 600 долларов. Яков Вороховский, однако, считает, что лучше всего достижения фирмы характеризует такой показатель: свыше 90% денег "Морион" зарабатывает благодаря продукции и технологиям, которых еще пять лет назад не существовало! Но, возможно, главным итогом обучения в школе private labelling стало четкое осознание того, что нужно крупным клиентам. Сам Вороховский объясняет это как "взглянуть на себ

У партнеров

    «Эксперт»
    №9 (503) 6 марта 2006
    Ближний Восток
    Содержание:
    Тегеран-235

    Иран стремительно превращается в мощную региональную державу. Если Западу не удастся договориться с иранцами о плавном пересмотре баланса интересов, острой конфронтации между ними не избежать

    Обзор почты
    Культура
    Реклама