Бизнесмены из города Пожаревац

Никита Бондарев
20 марта 2006, 00:00

Вне зависимости от того, что стало причиной смерти Слободана Милошевича, это свершившийся факт. Российские политики получили прекрасный повод для размахивания кулаками после драки, нашего любимого национального спорта. Звучат проклятия в адрес "мировой закулисы", убившей "борца за дело славянства", Госдума принимает решение о необходимости прекращения деятельности Гаагского трибунала (как будто его работа хоть как-то зависит от российской Думы!). На самом же деле российским депутатам стоило бы обсудить другую проблему -- проблему семьи бывшего лидера Югославии. Обитающие последние пять лет в России сын Милошевича Марко Милошевич и Мира Маркович, супруга Слободана, -- потенциальный источник больших неприятностей для нашей страны.

В девяностые годы Марко Милошевич считался теневым финансовым королем Югославии. Главным источником его доходов был контрабандный ввоз сигарет в Сербию и Черногорию в тот период, когда Югославия находилась под санкциями международного сообщества. Марко и его партнеру по теневому бизнесу Владе Ковачевичу (Трефу) принадлежала компания Tref Rent a Car, официально занимавшаяся прокатом машин, неофициально -- ввозом в Югославию сигарет с территории Болгарии и Венгрии на общую сумму порядка 25 млн немецких марок в месяц. Фантастическая сумма, полученная путем следующей нехитрой калькуляции: по данным Радомира Марковича, бывшего шефа югославской госбезопасности, ежемесячно в страну въезжало не менее пятидесяти трейлеров с контрабандными сигаретами, принадлежащих фирме Марко Милошевича, а стоимость содержимого одного такого трейлера на черном рынке составляла от 300 до 500 тыс. немецких марок. Причем речь идет о чистой прибыли, поскольку ни копейки налогов с этих сигарет Марко Милошевич и его партнеры по бизнесу не платили.

Прикрывал Марко Милошевича лично Михаль Кертес, руководитель таможенной службы Югославии. После падения клана Милошевичей этому человеку было предъявлено обвинение в превышении служебных полномочий. На судебном заседании, состоявшемся 17 апреля 2003 года, Кертес, в частности, заявил: "Если на границе возникали какие-то проблемы с фурами, принадлежавшими Марко, он просто звонил своей матери Мире, та звонила мне, я звонил своему заместителю Лазарю Шарацу, и проблема решалась". Для прокручивания махинаций с контрабандными сигаретами Марко Милошевичем была создана целая сеть подставных фирм по всему миру -- Feroglas в Лихтенштейне, Prima Trading в Швейцарии, BVA в Делавере, США. Милошевичу и его партнерам принадлежала также судоходная компания Inex Global, базирующаяся на Кипре; суда, зафрахтованные этой фирмой, доставляли огромные партии не облагаемых налогом сигарет в болгарский порт Бургас, откуда они следовали в Сербию.

Когда Марко Милошевич и его партнеры целиком покрыли спрос на относительно дорогие импортные сигареты, они решили подчинить себе и рынок дешевых сигарет местного изготовления. Самая большая табачная фабрика на территории бывшей Югославии находилась в хорватском городе Ровинь, и именно с хорватским табачным магнатом Анте Влаховичем вступили в контакт Марко Милошевич и Треф. Их не волновал тот факт, что еще совсем недавно Хорватия и Сербия находились в состоянии войны, что хорватские власти проводили планомерный геноцид сербского меньшинства, наводняя Сербию сотнями тысяч беженцев. Хорватия -- поставщик дешевых сигарет, находящаяся под санкциями ООН, Сербия -- главный потенциальный покупатель, остальное несущественно. Влахович сегодня -- самый богатый человек в Хорватии, его состояние официально составляет 360 млн евро. Разумеется, Марко Милошевич тоже внакладе не остался.

Помимо собственно сигарет Марко Милошевичу принадлежало несколько сопутствующих источников дохода вроде уже упомянутой судоходной компании Inex. Ему также принадлежали все магазины дьюти-фри на границе Сербии с Болгарией и Македонией. По словам Радомира Марковича, изначально владельцем магазинов беспошлинной торговли был теневой делец Душан Забунович, он регулярно платил Марко и Трефу процент с доходов, но потом Милошевичу и Ковачевичу этого показалось мало, и они прибрали к рукам весь бизнес. Нелишне будет добавить, что ни Забуновича, ни Ковачевича уже нет в живых, оба погибли в конце девяностых, еще до падения семьи Милошевич, после чего весь бизнес сосредоточился в руках Марко и его жены Милицы Гайич. Владел Марко Милошевич и шикарным бутиком "Скандал" в центре Белграда, а число заведений, принадлежавших ему в вотчине клана Милошевичей, городе Пожаревац, просто не поддается учету. Это казино "Мадонна", торговый центр "Сайбернет", спортивно-развлекательный комплекс "Бамбиленд", интернет-провайдер, местная радиостанция, рестораны, пиццерии, хлебопекарни. Львиная доля этих заведений, естественно, служила для отмыва "сигаретных" денег.

Гораздо меньше известно о бизнесе Мирьяны (Миры) Маркович, супруги Милошевича. Во-первых, она никогда лично не ввязывалась в подсудные махинации типа контрабанды сигарет (звонки начальнику таможен не в счет), во-вторых, ее люди оказались преданы ей до конца и не спешат делиться информацией об активах Миры с прессой. Некоторую ясность в этот вопрос вносит тот факт, что Мира Маркович -- убежденная еврокоммунистка, не красная и тем более не красно-коричневая, а, по собственному определению, розовая. Так вот, львиная часть собственности клана Милошевичей имеет название Pink, то есть розовый: это телеканал и радиостанция, издательский дом, фирма, управляющая недвижимостью, и даже авиакомпания. В отличие от собственности Марко Милошевича, подвергнувшейся или разграблению, или национализации, телекомпания и авиакомпания Миры Маркович продолжают успешно функционировать. Более того, для доставки тела Слободана Милошевича на родину она направила в Гаагу самолет "своей" авиакомпании. Однако Марко Милошевич предпочел не засвечивать лишний раз семейный бизнес, и по его настоянию тело покойного лидера Сербии было доставлено в страну регулярным рейсом государственной авиакомпании JAT.

Это все, что касается собственности клана Милошевичей в Югославии. Однако их активы разбросаны по всему миру. По данным сербской прессы, Милошевичи владеют недвижимостью и производствами повсюду -- от США до Австралии. Есть у них собственность и в России. Это не только дом в Барвихе, где живут Марко и его мать, но и отели в Красноярске и Иркутске, и даже, как говорят, нефтяная скважина в Тюмени. Естественно, вся эта собственность -- от пекарен до авиакомпаний -- приобретена кланом Милошевичей на деньги, полученные как минимум не вполне законным путем. Хорошо, если речь идет об относительно безобидной контрабанде сигарет и алкоголя в находящуюся под санкциями Югославию. Гораздо хуже, если вскроются дела о контрабанде оружия. Не так давно белградский телеканал B-92, рупор либеральной, антимилошевичевской общественной мысли, обнародовал данные хорватской разведки по финансовым делам семьи Милошевич в Боснии и Хорватии. Хорваты утверждают, что Марко Милошевич поставлял оружие обоим враждующим в Хорватии сторонам -- и сербам, и хорватам, -- используя свою связь с сыном президента Хорватии Туджмана. Кроме того, он был связан с реализацией "экспроприированной" хорватской собственности. Этот бизнес держал известный сербский уголовный авторитет Желько Ражнатович (Аркан), а Марко Милошевич регулярно получал проценты с продаж. Если хотя бы десятая часть утверждений хорватской разведки окажется правдой, Марко Милошевич должен занять место своего отца на скамье подсудимых, и не только Гаагского трибунала. И если Милошевич-старший заявлял, что никогда не действовал в личных интересах, а всегда -- в интересах сербского народа, то Марко Милошевич вряд ли сможет оправдывать себя таким утверждением. Он не политик, он, согласно данным налоговой декларации, "работник ресторанного бизнеса из города Пожаревац".