В прошлый вторник был задержан мэр Волгограда Евгений Ищенко. Сотрудники ФСБ задержали мэра, когда он направлялся из здания областной думы на работу в горадминистрацию. Все происходящее было снято на видеокамеру. На следующий день областная прокуратура объявила, что против Ищенко возбуждено уголовное дело по статьям о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении их, а также о незаконном участии в предпринимательской деятельности.
Прегрешения, обнаруженные прокуратурой в деятельности волгоградского мэра, заключаются в следующем. Во-первых, его обвиняют в активном покровительстве АО "Тамерлан", владеющему франшизой сети супермаркетов "Пятерочка" (за то время, что Евгений Ищенко руководит городом, "Пятерочки" в Волгограде и вправду заметно прибавилось). Во-вторых, по мнению прокуратуры, Ищенко незаконно выплачивал сотрудникам горадминистрации вознаграждение помимо зарплаты. Третий вопрос, который теоретически может заинтересовать прокуратуру, связан с запутанным делом о хищениях в компании "Волгоградские коммунальные системы", на баланс которой была передана городская коммуналка и в которой где-то потерялись долги перед газовиками и энергетиками. Впрочем, по этому делу волгоградский мэр пока проходит в качестве свидетеля.
Евгений Ищенко давно пользуется репутацией человека, скажем так, не лишенного авантюрной жилки. И с этой точки зрения интерес к его деятельности со стороны правоохранительных органов объясним. Хотя вряд ли покровительство работающей в городе торговой сети и тем более дополнительные выплаты сотрудникам администрации -- из ряда вон выходящее преступление для среднестатистического российского мэра.
Потому и основное внимание привлекла не столько криминальная, сколько политическая составляющая всей этой истории. Тем более что в ряду с такими событиями, как "чистка" таможни, отставка четырех сенаторов, арест губернатора Ненецкого автономного округа Алексея Баринова, задержание главы Волгограда неизбежно приобретает политический оттенок. Прежде всего, на городском уровне: осенью следующего года Волгоград ждут выборы мэра. По мнению волгоградского политолога Андрея Серенко, Ищенко, несмотря на все связанные с его именем скандалы, остается самым популярным политиком в городе и может рассчитывать на успех на выборах. Некоторые наблюдатели полагают, что именно это и не устраивает областную прокуратуру. В городе поговаривают, что, отправив недавно в отставку одного из своих заместителей, мэр уничтожил выгодный теневой бизнес по выделению земельных участков, в котором заместитель участвовал совместно с чиновниками из прокуратуры.
Однако городской политикой дело, как видно, не ограничивается. Вопрос о статусе мэров крупных городов и принципах их избрания сейчас один из самых горячих, и история с Ищенко стала толчком к новой атаке на сам институт выборности мэров. Так, свердловский губернатор Эдуард Россель, многие годы конфликтующий с главой Екатеринбурга Аркадием Чернецким, заявил: "Надо назначать мэров по типу губернаторов. Чтобы по представлению губернаторов их выбирали представительные органы". Росселя поддержал глава Псковской области Михаил Кузнецов, который назвал конфликты между назначаемыми губернаторами и избираемыми мэрами "главным источником дестабилизации общественно-политической ситуации".
Волгоградская история в таком контексте весьма удобна для развития идей о встраивании мэров в губернаторскую вертикаль власти. Дело в том, что по городскому уставу губернатор не имеет права вмешиваться в управление городом и тем более назначать исполняющего обязанности мэра. И уже после ареста между окружением Ищенко и губернатором началась серьезная перепалка о границе губернаторских полномочий и правах городской администрации.
Если рассматривать происходящее в той логике, которую предлагает прокуратура, то она выглядит, мягко говоря, неадекватной. Во-первых, даже зная о злоупотреблениях, губернатор без прокуратуры не может навести порядок в главном городе своего региона, а во-вторых, даже после ареста мэра городом продолжает управлять его команда. Разумеется, все это дало повод заговорить о необходимости принять закон об ограничениях полномочий мэров. Такой документ, кстати, уже готов и лежит в Госдуме.
Ну и наконец, публичный эффект от ареста весьма значителен. Ищенко -- мэр одного из крупнейших городов России, его арест сам по себе не мог пройти незамеченным. К тому же арестовали его буквально через неделю после задержания ненецкого губернатора Баринова. Связывая обе эти истории, почти все комментаторы отметили главное (а возможно, и единственное) сходство -- оба руководителя не назначенные, а избранные. Складывается впечатление, что прокуратура и ФСБ не просто демонстрируют силу, но проводят крупную акцию, цель которой -- окончательно дискредитировать идею выборности региональной власти. Отсюда слухи и о личном контроле Патрушева за делом Ищенко, и о пристальном внимании Кремля к этой истории.