Быстро запрягают, быстро едут

Международный бизнес
Москва, 19.06.2006
«Эксперт» №23 (517)
Европейский рынок одежды стагнирует. Растет лишь один сегмент — «быстрая мода». Европейцам он дает возможность быстро обновлять гардероб, а текстильную промышленность спасает от конкуренции с Китаем

На целых 22% выросли в I квартале этого года продажи испанской компании Inditex, которой принадлежат магазины под брендами Zara, Bershka и Massimo Dutti. На 20% поднялись продажи шведской группы Hennes & Mauritz (бренд H&M). Столь быстрые темпы роста, о которых компании сообщили в начале июня, удивительны для стагнирующего европейского рынка одежды, на котором с 2000 года средний рост объема продаж составляет всего 2–2,5% в год. Секрет успеха этих двух фирм прост: они активно работают в так называемом сегменте fast fashion (быстрая мода), который растет в среднем на 15–17% в год. Эта модель бизнеса нацелена на быстрый оборот — выпуск одежды небольшими партиями и сокращение продаж со скидкой. Она активно развивается именно в Европе, где потребители традиционно больше следят за модой, чем, например, в Северной Америке. Сегодня в Европе на fast fashion приходится уже 15% всего рынка одежды, и эта доля постоянно растет.

Сегмент fast fashion стал настоящим спасением для европейских производителей одежды и обуви. Конкуренты — Китай и Индия, где рабочая сила дешева, — «не успевают за модой». Перевозка товаров из этих стран в Европу занимает слишком много времени — до двух месяцев. Такие компании, как Zara или H&M, так долго ждать не могут, поэтому размещают свои заказы ближе к магазинам — около половины всей продукции fast fashion шьется в пределах Евросоюза, а все остальное — в непосредственной близости (от Марокко до Турции и Украины).

Сейчас или никогда

В магазинах Zara новые товары появляются каждую неделю. Но их будет не много, как правило, всего несколько экземпляров одной модели. И причина не в том, что магазины Zara маленькие (средний размер магазина — около 1 тыс. кв. м), а в попытке заставить покупателя купить вещь. «Потребитель думает так: эта синяя рубашка мне идет, и она всего одна в этом магазине, если я не куплю ее сегодня, то завтра она мне может не достаться. И делает покупку немедленно», — рассказал ‘Эксперту’ Джонатан Сельва, менеджер одного из трех магазинов Zara на лондонской Оксфорд-стрит.

Быстрая модель продаж означает, что наиболее популярные товары могут появиться и исчезнуть в течение недели, создавая у покупателей ощущение дефицита, что побуждает их сделать покупку. «Быстрый оборот серьезно меняет отношение людей к шопингу. Если раньше многие выбирались в магазины одежды один раз в месяц-два, то сейчас они вынуждены заходить еженедельно, зная о том, что на полках могут быть новинки, которые долго не пролежат. Это помогает поддерживать высокие продажи и избегать необходимости устраивать распродажи, которые сокращают прибыль», — рассказывает Крис Миллер, аналитик по торговле консалтинговой компании Bain & Co.

Дизайнеры Zara ежегодно создают более 40 тыс. образцов одежды и обуви, из которых примерно четверть затем отбирается для производства. Некоторые из них представляют собой упрощенные копии одежды дорогих дизайнерских марок. Но в борьбе с ведущими домами моды Zara выигрывает, используя более дешевые ткани и пр

У партнеров

    «Эксперт»
    №23 (517) 19 июня 2006
    Оружие
    Содержание:
    Мы на мушке

    Стремление США обеспечить себе абсолютное технологическое превосходство в военной сфере привело к полномасштабной гонке вооружений. В этой ситуации Россия должна не только догнать лидера, но и подготовить адекватный ответ

    Обзор почты
    Реклама