Консервации не подлежит

24 июля 2006, 00:00

Компании ТНК—BP и ЮКОС лидируют по числу бездействующих скважин в России. Об этом объявил на прошлой неделе глава Росприроднадзора Министерства природных ресурсов (МПР) России Сергей Сай

На прошедшем мероприятии — презентации новой системы мониторинга лицензионных соглашений в МПР — было объявлено о том, что наибольшее число бездействующих объектов приходится на участки недр, предоставленные в пользование компаниям ТНК—BP и ЮКОС — 30 и 20% соответственно.

Согласно последним доступным статистическим данным, всего в России существуют 153,8 тыс. углеводородных скважин, из них неработающий фонд — 29,7 тыс. скважин (19,3% от эксплутационного фонда). По оценкам МПР, снижение числа бездействующих эксплуатационных скважин до нормативного уровня (не более 10% от действующего фонда) может увеличить годовую добычу нефти на 30 млн тонн.

Вопрос бездействия скважин поднимается чиновниками уже не первый год. Такой простой механический подход к подсчету «нерадивых» недропользователей дает им основание говорить о выборочном, «хищническом» использовании недр. Однако, как указывают специалисты-нефтяники, такой подход не совсем корректен. Дело в том, что современные способы за счет детального физико-математического моделирования пласта дают весьма объемные знания о протекающих в нем процессах тока нефти и воды. В свою очередь, обратная задача позволяет рассчитать положение и количество скважин, необходимое для максимизации добычи на данном месторождении. На практике оказывается, что некоторые нефтяные скважины являются «воровками» — отвлекают на себя закачиваемую в пласт воду. Поэтому их закрытие иногда оказывается оправданным шагом — вода выбирает для своего движения иной путь, выталкивая на поверхность недостижимые ранее остатки нефти. Таким образом, закрывая скважины-«воровки» или консервируя их, можно добиться большего извлечения нефти из пластов, а вовсе не наоборот, как предполагают чиновники. Правильная постановка вопроса в области рационального недропользования неизбежно должна основываться не на количестве бездействующих скважин, а на коэффициенте извлечения нефти из пласта.