Мнение руководителя консалтинговой группы

28 августа 2006, 00:00

Александр Хандруев, руководитель консалтинговой группы БФИ:

— Заявления о вредности укрепления рубля — результат давления сильного лобби экспортеров. Крепнущий рубль уменьшает их премию. Но эти потери сейчас с лихвой компенсируются ростом цен на энергоносители.

Кроме сырьевиков существует еще две группы экспортеров — представители оборонной и обрабатывающей промышленности, чьи потери от укрепления рубля никак не компенсируются. Им следует снижать издержки и повышать эффективность производства, а не жаловаться на крепнущую национальную валюту. Почему курс рубля должен защищать неэффективных производителей?

Экспортеры пугают правительство ростом импорта. Действительно, за последнее время он увеличился на 27%. Но экспорт тоже растет: превышение экспорта над импортом прогрессирует.

Отсюда и укрепление рубля. Центробанк не может скупать столько валюты, сколько поступает от экспорта. Если бы он это делал, в экономику выплескивалось бы гораздо больше рублей, и мы бы имели совсем другие темпы инфляции. Требования сдерживать одновременно и укрепление рубля, и рост инфляции — взаимоисключающие. Если во главу угла поставить задачу не допустить чрезмерного, с точки зрения экспортеров, укрепления рубля, тогда надо махнуть рукой на инфляцию.

У Центробанка есть несколько инструментов, чтобы сгладить ситуацию. Это, во-первых, классический способ стерилизации избыточной денежной массы — консервирование средств в стабфонде.

Во-вторых, ЦБ может поднять ставку по депозитам коммерческих банков и таким образом простимулировать отток какой-то части денег с рынка. Но по депозитам надо платить проценты. Следовательно, уменьшится прибыль ЦБ. А это уже конфликт интересов с бюджетным процессом.

В-третьих, Банк России может существенно увеличить норматив отчислений в фонд обязательных резервов, но в таком случае пострадает ликвидность отечественной банковской системы.

И последний инструмент из арсенала Центробанка — «оттягивание» средств путем размещения собственных облигаций, так называемых БОБРов. Но сейчас на рынке очень много инструментов с более высоким уровнем доходности. Поэтому облигации Банка России большой популярностью не пользуются. Других рыночных способов замедлить укрепление рубля нет.

Более того, укрепление рубля не только плодит пострадавших. Есть категории предпринимателей, которым этот процесс сулит прямую выгоду. Это импортеры (учитывая, что прирост импорта составил 27%, речь идет о значительной группе производителей), это экспортеры капитала. Наконец, в выигрыше оказывается население.