Новосибирск мультимодальный

Андрей Чернобылец
25 сентября 2006, 00:00

На роль сибирского мультимодального транспортного узла может претендовать лишь тот город, где наилучшим образом удастся совместить притязания власти и интересы бизнеса. Новосибирск активизирует усилия на пути к этой цели

Статус мультимодального транспортного узла в разные годы примеряли на себя несколько городов Сибири. Это неслучайно: приближенность к транспортным магистралям дает любому населенному пункту неоспоримые преимущества. Достаточно вспомнить, например, историю превращения в огромный мегаполис захолустного провинциального села. В 1891 году инженер путей сообщения и писатель Гарин-Михайловский, руководивший изыскательской партией, выбрал место строительства железнодорожного моста через Обь у села Кривощеково. Протесты губернской власти, желавшей, чтобы магистраль прошла через центр губернии, Томск, не помогли. Так родился Новосибирск, за несколько десятилетий превратившийся в самый крупный город Сибири. И этой трансформацией он обязан именно возможности обработки и перенаправления грузопотоков, возникшей при пересечении железнодорожной магистрали с водной.

Неудивительно, что и сегодня за право развивать на своей территории мультимодальный транспортный узел разворачивается настоящая борьба регионов: тот, кто воплотит эти планы в жизнь, получит возможность опережающего развития.

Аэрохаб Толмачево

Транспортная стратегия России, принятая в 2003 году, определяет как одну из главных задач развитие международных транспортных коридоров. Как считают ее разработчики, можно выделить два типа мультимодальных узлов. Первые, наиболее крупные, — узлы международного, федерального уровня, влияющие на большие экономические районы (в определенной мере совпадающие с административными границами федеральных округов). При этом, говорится в стратегии, «в крупном экономическом районе (федеральном округе) достаточно иметь один мультимодальный транспортный узел федерального значения. Это должен быть наиболее развитый транспортный центр, имеющий наиболее выгодное геополитическое положение».

Самой широкой географией международных перевозок в Сибири обладает новосибирский аэропорт Толмачево — крупнейший в Азиатской части России. Он расположен на стыке трех авиационных коридоров: Новосибирск-страны Юго-Восточной Азии, Новосибирск-Северная Америка и Новосибирск-Западная Европа. Толмачево занимает шестое место в стране по числу перевезенных пассажиров и восьмое — по объему грузопотока. Ежегодно эти показатели прирастают на 8–15%, и тенденцией последних четырех лет стало устойчивое развитие аэропорта на фоне общего снижения темпов роста отечественной авиации.

Сегодня руководство аэропорта реализует проект создания первого в Сибири полноценного хаба. «Мы планируем построить отвечающий современным требованиям пассажирский терминальный комплекс, четырехзвездочный отель на 600 мест, современную парковку, — говорит генеральный директор аэропорта Толмачево Алексей Чертенков. — В соответствии с международным статусом аэропорта рядом будут располагаться экспоцентр, логистический центр, грузовой терминал класса А площадью 20 тысяч квадратных метров, способный обрабатывать 150 тысяч тонн груза в год. Новая инфраструктура новосибирского аэропорта, согласно проекту, позволит принимать в год до 5,5 миллиона пассажиров и 300 тысяч тонн авиационных грузов. Сумма инвестиций только в строительство и оборудование нового пассажирского терминального комплекса составит 280 миллионов долларов». Важным преимуществом новосибирского аэропорта перед другими региональными станет и ввод в действие второй взлетно-посадочной полосы. По плану государство должно достроить ее к 2008–2009 году, но, учитывая внимание со стороны Минтранса, возможно и сокращение сроков: вторая полоса, возможно, будет принимать воздушные суда уже в конце 2007-го.

Вся концепция аэропорта Новосибирска строится на принципе государственно-частного партнерства. Этот механизм местные власти используют для привлечения инвестиций. «Мы субсидируем часть процентной ставки по кредитам, которые инвесторы берут для финансирования проекта развития аэропорта Толмачево, — рассказывает руководитель департамента транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Владимир Никонов. — Кроме того, инвесторам предоставляются некоторые налоговые преференции. Например, они освобождаются от уплаты налога на имущество и могут воспользоваться так называемым налоговым кредитом — отсрочкой уплаты налога на прибыль. Эти преференции действуют до начала окупаемости проекта». В долгосрочной перспективе, к 2015 году, аэропорт Толмачево, как утверждает его руководство, будет выплачивать около полумиллиарда рублей налогов в бюджеты разных уровней и обеспечит две тысячи новых рабочих мест. К тому же он станет ядром полноценного мультимодального транспортного узла.

На суше и на реке

Практически сто процентов грузов, отправляемых по железной дороге или автотранспортом на восток России, идут через Новосибирскую область, потому что по ее территории проходят Транссибирская железнодорожная магистраль и автотрасса «Запад-Восток» (система автомобильных дорог федерального и межрегионального значения). В прошлом году объем перевозок в новосибирском отделении Западно-Сибирской железной дороги составил 14,4 млн тонн, что на 13,4% больше, чем в 2004-м. Основные объекты новосибирского отделения железной дороги — грузовая железнодорожная станция Инская и контейнерный терминал Клещиха. Последний сегодня модернизируется в соответствии со стратегией развития национальной контейнерной системы, реализуемой ОАО РЖД. Программа развития терминала предусматривает 35,4 млн руб. инвестиций. Две трети этих средств уже направлены на ремонтные работы и приобретение новой погрузочно-разгрузочной техники, а также на покупку автотранспорта для доставки контейнеров. Инвестиционной программой ОАО РЖД предусмотрено также расширение производственных возможностей станции Клещиха. Так, в ноябре 2005 года был открыт склад временного хранения внешнеторговых грузов. Это позволило железной дороге оказывать околотаможенные услуги участникам внешнеэкономической деятельности. Наличие таможенного поста позволит развивать передовые технологии при оформлении грузов, в том числе внедрение электронного декларирования.

В этом году дорожные строители области планируют привлечь 965 млн руб. из федерального бюджета на строительство клещихинской объездной дороги. По словам Владимира Никонова, споры о том, на чьи средства должно вестись строительство, закончены. Если еще в 2005 году область немного финансировала этот объект, то теперь все взял на себя федеральный бюджет. В следующем году областные власти хотят освоить уже 2 млрд руб. Такими темпами строительство северного объезда можно будет завершить к 2009 году.

Еще одно немаловажное звено в цепи грузовых перевозок Новосибирска — река Обь. Здесь идет перевалка грузов (в основном щебня) с авто- и железнодорожного транспорта на грузовые баржи. Щебень отправляют по Оби на север, где он используется дорожными строителями Ханты-Мансийска, Сургута, Нижневартовска, Тюмени. Навстречу по Оби в основном идет лес. Причем, несмотря на стагнацию этого вида перевозок, связанную с сезонностью и прямой зависимостью от темпов освоения северных территорий (иначе зачем там строить дороги и везти туда щебень?), основные игроки рынка планируют в этом году рост грузооборота. ОАО «Новосибирский речной порт» говорит о 8% роста, а ОАО «Западно-Сибирское речное пароходство» — о 12%.

Перспективы видны

Притязания Новосибирска на роль мультимодального транспортного узла федерального значения — не пустой звук. Новосибирск расположен практически в центре государства и хорошо вписывается в систему международных транспортных коридоров, здесь проходит Транссиб и находится крупнейшая в Сибири железнодорожная развязка, здесь пересекаются несколько федеральных трасс. Река Обь судоходна, и по ней возможен выход на Северный морской путь. А аэропорт Толмачево имеет большое значение как пункт транзитной посадки воздушных судов, осуществляющих грузовые перевозки на трассе Европа—Азия.

Однако все попытки города стать крупным мультимодальным центром обречены на провал, если в регион не придут логистические операторы. Сейчас общая площадь складских помещений Новосибирска составляет около 650 тыс. кв. м. Многие компании планируют в ближайшие полтора года возвести еще около 150 тыс. «квадратов» высококлассных складских терминалов. Но как пойдет этот процесс, зависит и от внимания к нему местных властей. Показательный пример — строительство складского комплекса класса А площадью 10 тыс. кв. м, возводимого Национальной логистической компанией (Москва) в районе аэропорта Толмачево. Проект поддерживается местными властями, комплекс, как утверждают представители компании, «является первой очередью Национального логистического парка НЛК-Новосибирск». Всего планируется построить 40 тыс. кв. м складских площадей до конца 2007 года.

Создание новосибирского мультимодального транспортного узла окажет положительное влияние на социально-экономическое развитие как Новосибирской области, так и соседних регионов. Согласно прогнозу в случае создания такого узла только в Новосибирской области к 2010 году появится дополнительно 10 тыс. рабочих мест, а поступления в бюджеты всех уровней вырастут на 60–70%.

Что есть мультимодальность

Понятие «мультимодальность» означает, что в перемещении грузов должно участвовать несколько видов транспорта. Исторически транспортные потоки развивались таким образом, что через Новосибирск пролегли главные магистрали России. Они связывают богатые природными ресурсами территории Севера и Востока с южными и западными районами. Здесь пересекаются железнодорожные, водные, автомобильные и авиационные грузовые и пассажирские потоки.