Никто не пострадал, некоторые — довольны

Андрей Виньков
2 октября 2006, 00:00

Менеджмент РАО «ЕЭС России» нашел удобный для всех способ финансирования своего энергосетевого хозяйства, введя плату за технологическое присоединение. От принятия этой меры РАО получит несколько миллиардов долларов, портфельные инвесторы — новые объекты спекуляций, а строительный комплекс — большую прозрачность ценообразования

С 1 октября всем тем, кто решит что-то построить на территории Москвы, придется дополнительно раскошеливаться — в среднем за подключение одного киловатта напряжения придется платить от 39 до 45 тыс. рублей. Такая практика уже существует в большинстве регионов, правда, тарифы там значительно ниже, а кое-где и вовсе условны. В столице же, к примеру, шесть жилых домов общей площадью 16 тыс. квадратных метров потребуют примерно 400 кВт, то есть 15,6–18 млн рублей.

Много это или мало, насколько справедлива такая цена и будут ли пострадавшие?

Госплан для столицы

Во времена СССР электросети строили в плановом порядке. Министерства и ведомства, возводившие новые объекты промышленности, жилья или социальной сферы, сами строили все электрические сети и подстанции, а затем передавали их на баланс энергетиков. Такая практика просуществовала до самого последнего времени. Любое подключение к сети проходило так. Потенциальный потребитель получал в электросетевой компании технические условия (перечень мероприятий по усилению сети, необходимых для присоединения) и самостоятельно их выполнял. Потребитель при этом нес все расходы, связанные с проектированием, согласованием проекта, отведением земельного участка под строительство энергообъектов (а также непосредственно под само строительство) и оплачивал услуги подрядчиков. Причем все согласования он проводил сам, за свой счет, что оборачивалось серьезными транзакционными издержками, попросту говоря, большими взятками.

Кроме того что такая система провоцировала коррупцию, непланомерный подход к сети был чреват большими проблемами. По мере роста экономики резервы сетевого хозяйства Москвы стали исчерпываться. Каждое подключение требовало серьезного расширения энергообъектов или строительства новых подстанций и сетей. Необходимы стали комплексные инвестиции в сетевое хозяйство. Как говорят в РАО «ЕЭС России», к 2006 году 85% столичных подстанций напряжением 110–220 кВ были закрыты для присоединения. Сейчас невозможно присоединиться к сети практически на 90% территории города. В 2005 году в Москве примерно три четверти потребителей, подавших заявку на подключение, так и не смогли его осуществить. В РАО говорят — из-за нехватки средств.

О введении платы за присоединение как одном из способов финансирования строительства новых сетей и подстанций в Москве говорят уже больше года. Но предусмотрена эта мера была лишь в мае 2006 года — в Программе развития Московской энергосистемы, подписанной главой РАО ЕЭС Анатолием Чубайсом и мэром Москвы Юрием Лужковым. Согласно этой программе, сетевые предприятия РАО в Москве (Московская областная электросетевая и Московская городская электросетевая компании, выделившиеся в ходе реорганизации ОАО «Мосэнерго») и правительство Москвы в период с 2006-го по 2008 год должны осуществить инвестпроекты по увеличению пропускной способности электрических сетей и повышению их надежности. Предполагается, что в период до 2009 года в столичном регионе будет введено около 17,6 тыс. мегавольтампер трансформаторной мощности, построено 2,6 тыс. км линий электропередачи различных классов напряжения. Суммарные инвестиции в столичные сети к этому времени должны составить 185 млрд рублей, то есть более 45 млрд в год. Эти средства как раз предполагалось получить, взимая плату за техприсоединение.

Мощная лоббистская атака, поддерживаемая фобиями, вызванными прошлогодней аварией на станции Чагино (см. «Наше слабое звено» и «Сеть спросит строго»), сработала. У Чубайса в Москве получилось, наверное, невозможное. Стоимость подключения к сетям среднего напряжения (6–20 кВ) в столице составит около 39,219 тыс. рублей, к сетям низкого напряжения (менее 1 кВт) — около 45,100 тыс. (только для физических лиц, подключающихся для коммунально-бытовых нужд в объеме не более 15 кВт, цена будет невелика — всего 5,5 минимальных размеров оплаты труда, то есть 550 рублей). Плата за техприсоединение установлена уже в 33 субъектах России, но в Москве она намного выше, чем где-либо еще (см. таблицу 1). Казалось бы, отчего такая несправедливость, почему так дорого для Москвы-то, неужели трансформаторы для столицы какие-то особенные или провода здесь тянуть в пять раз дороже, чем в Астрахани?

Как уменьшить взяткоемкость

По целому ряду причин строить энергообъекты в Москве значительно дороже, чем в других регионах. В столице строительство коммуникаций осуществляется в кабеле: дефицит свободной земли требует использования более компактных, а следовательно, дорогих технических решений при возведении подстанций. Кроме того, практически все потребители Москвы подключаются по схемам электроснабжения с самой высокой надежностью (например, с дублированием сетевой разводки), что предполагает более высокие затраты. «Наш анализ зарубежного рынка свидетельствует о том, что тариф для столицы очень высокий», — заявил начальник управления Федеральной антимонопольной службы по контролю и надзору в ТЭКе Александр Пироженко.

Если говорить о новой мере в целом, то в новых правилах подключения есть только один спорный момент. Как отмечает Александр Пироженко, тариф по всем канонам не должен содержать инвестиционную составляющую. «С точки зрения федерального закона устанавливать такую плату не вполне корректно. Но мы в этом катастрофы не видим, — говорит он, — хотя не вполне справедливо компенсировать недоинвестирование, сложившееся в электроэнергетике в течение прошлых лет, за счет новых потребителей, тем не менее, установление тарифа на техприсоединение сегодня — единственное решение. Не очень хорошее, но решение».

Плата за техприсоединение к сетям — это временная мера, объясняет директор по развитию и взаимоотношению с клиентами Федеральной сетевой компании (ФСК, сетевая «дочка» РАО ЕЭС) Виктор Прядеин.

Естественно, первая реакция застройщиков на нововведение была негативной — все прогнозировали рост стоимости жилья. Но затем некоторые из них признались, что новые условия для них даже привлекательны. «Строители от этих нововведений только в выигрыше, — сказал на специально созванном в РАО семинаре-конференции по поводу нового порядка техприсоединения в Москве гендиректор компании “Управление капитального строительства-9” Руслан Кадыханов. — Теперь техусловиями будет заниматься сам исполнитель. Не надо будет по нескольку месяцев выполнять и утверждать проект техприсоединения. Сетевая компания будет сама выполнять проектные работы, строить подстанции вблизи нагрузок и так далее. Мы выигрываем как минимум время. По деньгам также выгодно получается — подключение 16-этажного дома обойдется приблизительно в 40 долларов за квадратный метр, тогда как ранее в эту статью расходов нам приходилось закладывать около 50–70 долларов за квадратный метр (большая часть этой суммы, очевидно, уходила на взятки. — “Эксперт”)». Тему продолжает первый замгендиректора девелоперской компании «Открытые инвестиции» Сергей Беликов: «Не надо обманывать себя: электроэнергия никогда не стоила дешево, всегда приходилось искать людей, которые решили бы проблему подключения к электросети».

Действительно, трудности с подключением к сети в свое время создавали почву для злоупотреблений при выдаче разрешений. Раньше при подключении застройщикам выставлялись требования по созданию технических условий по подключению к сети, стоимость которых устанавливалась произвольно. Теперь будет ясный и прозрачный механизм: тот, кому требуется присоединиться к сети, платит деньги Московской городской электросетевой компании (МГЭСК), которая обеспечивает подключение. А средства, полученные МГЭСК, должны будут идти на строительство новых сетевых объектов.

Прикорм для спекулянтов

По оценке ФСК, тариф на техприсоединение просуществует в России недолго — от трех до пяти лет. В такой срок РАО обещает кризис в сетях разрешить. За это время тарифы на передачу энергии по сетям подрастут. Чтобы тарифы за перекачку энергии были справедливыми, они должны вырасти на 40–50%, считает Прядеин.

До сих пор единственным источником доходов каждой сетевой компании были деньги, получаемые за передачу электроэнергии. Новый порядок на ближайшие три—пять лет добавит к ее выручке еще один довольно мощный поток. Например, «Тюменьэнерго» при текущих 36 млрд рублей выручки получит 5,7 млрд рублей от платы за техприсоединение — почти столько же, сколько нужно компании на обновление и строительство сетей (а именно 6,3 млрд рублей — затраты на новое сетевое хозяйство действительно высоки; см. таблицу 2).

Понятно, что такая благодать не могла не привлечь в капитал сетевых компаний сторонних инвесторов. Когда бумаги многих предприятий уже и так дороги, новые энергосетевые «фишки» инвестбанкирам ой как интересны. Еще бы, если «Мосгорэлектросеть» будет получать более 30 млрд рублей дополнительной выручки к своим обычным 5,8 млрд — как тут не заволноваться инвесторам?

Сейчас в рамках программы РАО по созданию распределительных сетевых активов созданы и прошли госрегистрацию четыре межрегиональные электросетевые компании (МРСК): МРСК Центра и Северного Кавказа (МРСК-1), МРСК Северо-Запада, МРСК Урала и Волги и МРСК Сибири. Решение о создании МРСК-5, которая объединит распределительные сети Дальнего Востока, будет принято позднее. Согласно оценке инвесткомпании «Финам», суммарная капитализация распределительных сетей в рамках всех четырех МРСК составит как минимум 8 млрд долларов. По своим размерам все МРСК будут сопоставимы с крупнейшими генерирующими энергокомпаниями на формирующемся рынке электроэнергии — тепловыми ОГК, а МРСК-1 может стать второй крупнейшей по капитализации компанией на российском энергорынке после «ГидроОГК», считают в «Финаме».

Удивительно, насколько щедр менеджмент РАО по отношению к портфельным инвесторам. В ходе реструктуризации энергокомпаний, за редким исключением, не было случаев, чтобы в конечном итоге пострадали интересы миноритариев. Когда бывшие АО-энерго разделили на генерацию и сети, сети стали, казалось бы, инвестиционными изгоями. Например, те, кто был акционером «Белгородэнерго», получили долю в меньшей по размеру генерирующей компании и долю в одноименной сетевой компании. Что делать с бумажками последней, не знал никто — денег они не зарабатывают, только плачут о своей инвестнепривлекательности. Но теперь Чубайс предоставил возможность поспекулировать и на них (см. график). «Вы уже купили акции “Астраханьэнерго”?» — такой вопрос интернет-опроса вы можете увидеть на сайте одноименной «дочки» РАО. А правда, чего вы ждете, ведь в РАО ЕЭС сделали все для того, чтобы их владельцы обогатились в короткие сроки?

Анатолий Чубайс сделал умопомрачительный реверанс в сторону всех влиятельных инвестбанков, предоставив им заработать сверхприбыль быстрым и законным способом. Их поддержка крайне важна для него — в преддверии приватизации крупных генерирующих активов и в противостоянии с влиятельным металлургическим лобби.