Совместный проект журнала «Эксперт» и администрации Томской области
О том, какие трудности пришлось преодолеть томичам за полтора рыночных десятилетия и на какой потенциал делает ставку этот регион в своем будущем развитии, в интервью «Эксперту» рассказал губернатор Томской области Виктор Кресс.
— Виктор Мельхиорович, вы среди губернаторов один из старожилов, возглавляете Томскую область уже более пятнадцати лет. Какие годы для вас и для региона были самыми сложными и почему?
— На каждом этапе сложности были свои. В начале 90-х мы только учились жить в новых условиях. И поскольку учебников по вхождению в рынок не было, учились у жизни. На середину 90-х пришлось время формирования в стране экономической конкурентной среды, на нынешний период — эпоха жесткой конкуренции между регионами за место под солнцем.
За эти пятнадцать лет мы пережили кардинальные изменения и в политической системе, и в экономике. О каких там инновационных программах, о каких особых экономических зонах могла идти речь в начале 90-х? На аппаратных совещаниях мы поднимали вопрос, почему в магазине нет сметаны, думали, где взять деньги на зарплату бюджетникам, как сохранить университеты. За полтора десятилетия жизнь в Томской области изменилась до неузнаваемости. Областной центр превратился из типично советского в европейский город, из закрытого для въезда иностранцев — в место проведения российско-германского саммита. А томские университеты прошли путь от деградации начала 90-х, когда денег хватало только на зарплату и не было ни копейки на развитие, до всероссийского признания и статуса федеральных инновационных вузов.
Мы превратили область в регион с амбициозными планами, выиграли конкурс на технико-внедренческую зону, провели российско-германский саммит. Но нам мало, хотим большего. На очереди реализация следующих больших проектов. Это и освоение нефтегазоносного правобережья Оби, и разработка Бакчарского железорудного месторождения, и вывод области из транспортного тупика, и превращение Томска в центр образования и науки мирового уровня, и другие проекты. Сложные годы в смысле предстоящей работы еще впереди, но только трудности заставляют двигаться дальше. Мы эти трудности организуем себе сами.
— Один из ваших коллег, сибирских губернаторов, как-то заметил, дескать, Виктор Мельхиорович очень хорошо умеет решать проблемы региона за счет личных контактов в Кремле и правительстве. Насколько важно губернатору обладать способностями лоббиста?
— Конечно, без этого никуда. Но если раньше я брал министров измором, осаждая правительственные кабинеты, чтобы решить проблемы региона, то теперь стремлюсь просто показать им наши реальные возможности. Я уверен, что Алексей Кудрин в свое время возглавил государственную комиссию по подготовке и проведению 400-летия Томска и сделал все, чтобы наш город стал самым европейским в Сибири, не только потому, что я чего-то лоббировал. Он сам оценил томский потенциал, усилия областной власти и нашего бизнеса. Герман Греф поддержал идею создания в Томске особой экономической зоны, потому что увидел мощнейшие инновационные возможности региона. Андрей Фурсенко согласился с тем, что Томский государственный университет и Томский университет систем управления и радиоэлектроники получили статус инновационных, потому что сам побывал в первом за Уралом университете и в первом в стране студенческом бизнес-инкубаторе ТУСУРа. Наконец, Томск был выбран местом встречи Владимира Путина и Ангелы Меркель не только потому, что я, как немец, это очень лоббировал. Но еще и потому, что мы сегодня имеем право называть себя продвинутым регионом.
— Что вы вкладываете в понятие «продвинутый»?
— За последние несколько лет Томская область прошла путь от дотационного региона до региона-донора. Наш регион — один из первых в стране, кому доверили построить особую экономическую зону технико-внедренческого типа. Четыре последних года мы побеждаем в конкурсе Минэкономразвития «Золотой рубль» в номинации «Лучший субъект РФ по экономическим показателям». Мы среди сибирских лидеров по показателю объема промышленного производства. В Сибири зарплату больше томичей получают только жители Красноярского края. Вошли и в тройку регионов-лидеров в России по развитию телекоммуникационной инфраструктуры, проникновению сотовой связи.
По уровню инвестиционного риска область заняла 16-е место в России, войдя в число регионов с комфортным инвестиционным климатом. Международное рейтинговое агентство Standard & Poor`s оценивает Томскую область как один из наиболее развитых промышленных регионов Западной Сибири. И хотя темпы роста инвестиций в регион меня не устраивают (есть много внешних факторов, их ограничивающих: чего стоит хотя бы неопределенность вокруг судьбы компании «Томскнефть»), нельзя не признать — Томская область исключительно привлекательна для людей с умом и деньгами.
Нам повезло, что у нас есть сразу два главных конкурентных преимущества, которые имеет Россия: колоссальные запасы природных ресурсов от нефти и газа до урана и золота и интеллектуальный капитал, который, в отличие от природных ресурсов, неисчерпаем.
Предприятия томского инновационного бизнеса, которых уже несколько сотен, за год удвоили свои обороты. Наша высокотехнологическая продукция, включая промышленную электронику, цифровые информационные системы, медицинское оборудование, успешно завоевывает мировые рынки. Шесть томских университетов побили самые высокие рекорды советских времен по числу студентов. Сюда, в Сибирь, едут учиться не только со всей страны, но и из стран Азиатско-Тихоокеанского региона. При этом мы счастливо избегаем каких-либо проявлений национальной нетерпимости. Толерантность — немаловажный фактор для репутации и конкурентоспособности. У Томска этот фактор есть.
— Несколько необычно среди «золотых проектов» Томской области выглядит проект «Томская область — территория транзита». Ведь областной центр находится в стороне от Транссибирской магистрали, и раньше его географическое положение служило помехой в развитии. Каким же образом оно превратится в преимущество?
— В преимущество его мы превратим сами. Мы действительно долгое время имели репутацию транспортного тупика — с конца XIX века, когда строители Транссиба проложили железнодорожную магистраль от Урала до Тихого океана через заштатный Новониколаевск. Тогда губернский Томск оказался несколько в стороне от главного пути: с Транссибом область до сих пор соединяет железнодорожная 90-километровая ветка. Но сегодня мы выросли из коротких штанишек периферийного региона и становимся транзитной территорией, мостом, соединяющим Европу с Азией и Север с Югом.
Стратегия развития транспортной сети России отводит важную роль Томской области в качестве моста между нефтегазовым Севером и быстрорастущими экономиками Юго-Восточной Азии. Через территорию Томской области с севера на юг проложены магистральные нефте- и газопроводы, которым отводится заметное место в реализации стратегического проекта строительства трубопровода Восточная Сибирь—Тихий океан и газопровода Ямал—Китай. В ближайшие два-три года предполагается модернизация трубопроводного транспорта в Томской области для увеличения его пропускной способности. Инвестиционная программа оценивается в миллиард рублей.
Еще один способ преодоления транспортной изоляции — развитие современных информационных и коммуникационных технологий. Сегодня Томская область — один из признанных лидеров в Российской Федерации по развитию IT-отрасли.
После успешно проведенного саммита для нас дело чести превратить Томск в место, где проводят встречи звезды российской и мировой политики, культуры, бизнеса, науки и образования. Для этого уже многое есть: стремительно развивающийся гостиничный бизнес, несколько резиденций мирового VIP-уровня, отлично оборудованные залы заседаний, а главное — один из красивейших российских городов с более чем 400-летней историей.
Но, конечно, еще многое предстоит сделать. Планируем построить дороги, которые обеспечат прямой доступ во все соседние регионы. Прежде всего это Северная широтная дорога, которая свяжет нас с Уралом и Европой, это новые дороги на Новосибирск, Кемерово и Красноярский край. Причем до Новосибирска хотим иметь скоростную дорогу. В томском аэропорту Богашево заработает временный пограничный и таможенный терминал для выполнения международных рейсов. В ОАО «Российские железные дороги» завершается работа над проектом по строительству железной дороги Енисейск—Белый Яр—Сургут. По сути, это будет второй Транссиб. В общем, благодаря своему положению на Евразийском континенте Томская область получает все шансы стать международным перекрестком. И конечно, мы этих шансов не упустим.
— Сейчас одна из самых популярных тем в российских регионах — привлечение инвестиций. На что рассчитывает область в ближайшие годы?
— Мы рассчитываем на колоссальные деньги, которых сегодня и в стране, и за ее пределами более чем достаточно. В своем ежегодном послании думе Томской области я выдвинул лозунг «Больше олигархов, хороших и разных». Этот лозунг уже превращается в руководство к действию, территория становится привлекательной не только для наших традиционных партнеров — «Газпрома» и «Росатома», но и для новых бизнес-структур. Нам есть что предложить инвесторам в самых разных областях. Нефтегазодобывающий, химический и лесной комплексы, био-, нано- и информационный бизнес — могу назвать десятки проектов, вложения в которые сверхприбыльны.
Другое дело, что некоторые инвестиционные предложения у нас должным образом не оформлены и не все наше чиновничество еще осознало, что привлечение инвестиций должно быть главным критерием деятельности региональной власти. Мы для того и предназначены — развивать территорию. Наша задача, чтобы Томская область стала регионом, в котором люди хотят жить и учиться, работать и отдыхать, куда хотят вкладывать деньги и где желают их тратить. И я уверен, мы с этой задачей справимся.