Страховка для эмитента

Рынок страхования D&O в России стремительно развивается. Однако интерес компаний к этой услуге обусловлен в основном бумом IPO

Сегодня в России явно начал расти спрос на страхование D&O (directors and officers liability insurance — страхование ответственности директоров и руководителей). Объем рынка D&O составляет 20–40 млн долларов и увеличивается на 30–40% в год. Правда, такие темпы дают в основном бум IPO российских компаний, усложнение и повышение уровня корпоративного управления, а также влияние иностранных инвесторов. Впрочем, до недавнего времени эта услуга и вовсе популярностью не пользовалась. В чем же причина подобного развития событий? Ответить на этот вопрос попытались аналитики Рейтингового агентства «Эксперт РА», которые провели опрос около сотни компаний, планирующих осуществить первичное публичное размещение акций на бирже (IPO).

Зачем нужно D&O?

Объектом страхования D&O является гражданская ответственность топ-менеджеров компании перед третьими лицами, интересам которых может быть нанесен ущерб в результате ошибочных действий, бездействия, неоправданных инвестиций, нарушений законодательства и даже неосторожных публичных высказываний. Истцами в первую очередь могут выступать сами акционеры компании, а также ее сотрудники, контрагенты, кредиторы и надзорные органы. В соответствии с условиями страхового полиса страховщик возмещает не только сумму убытка, но и судебные расходы.

«Однако любой полис D&O содержит исключения, которые не являются страховым случаем, — замечает Вадим Рак, директор по финансовым рискам страхового брокера “Малакут”. — Наиболее типичные исключения — это банкротство компании, пересмотр ее финансовых результатов, иски между страхователями в рамках одного полиса (например, когда два застрахованных директора одного предприятия подают в суд друг на друга), иски мажоритарных акционеров, совершение директором уголовного преступления».

В ходе проведения первичного публичного размещения акций на бирже у компании появляются новые существенные риски. Директора компаний несут личную ответственность за достоверность информации, раскрываемой в ходе IPO. При этом возрастает количество собственников, а значит, и вероятность предъявления претензий третьими лицами. Кроме того, в случае размещения за рубежом возникает вероятность того, что там же могут быть поданы иски.

Для компаний, выходящих на IPO, очень важно показать свою информационную прозрачность и уровень риск-менеджмента. Особенно это актуально при размещении акций на Западе, где страхование ответственности топ-менеджеров давно стало нормой корпоративного управления. И от всего этого зависит, насколько успешным будет IPO компании.

Поэтому крупнейшие российские эмитенты, акции которых торгуются на зарубежных фондовых биржах, уже объявили о наличии полиса страхования ответственности топ-менеджеров, тем самым подчеркнув высокий уровень собственного корпоративного управления. Иначе обстоят дела в среде компаний, только планирующих провести IPO.

На биржу — со страховкой

Результаты опроса, проведенного «Экспертом РА», показали, что полис страхования D&O имеют не более 25% респондентов — это очень небольшой показатель. В США, например, ответственность топ-менеджеров страхуют 90–95% всех крупных корпораций.

Решение о приобретении полиса страхования D&O в российских компаниях принимается, как правило, советом директоров. При этом большинство респондентов смутно представляют, какую персональную ответственность несут директора компаний, выходящих с IPO на иностранные биржи. Кроме того, по итогам опроса стало очевидно, что основной стимул для покупки полиса D&O у большинства российских компаний — не защита от рисков, а выход на биржу и следование общепринятым нормам поведения публичной компании.

Очевидно, недостаточный интерес к страхованию ответственности топ-менеджеров у российского бизнеса объясняется отсутствием практики судебных разбирательств по искам, предъявленным к руководителям компании со стороны третьих лиц. В тех же США подобные прецеденты возникают регулярно, оттого и растет спрос. К тому же развитию рынка страхования D&O в России мешает низкий уровень осведомленности топ-менеджеров о самой возможности такой защиты от рисков. Около 34% опрошенных руководителей компаний признались, что просили бы совет директоров о приобретении такого полиса, если бы знали о его существовании.

Одним из основных условий страхования D&O является раскрытие страхователем большого объема информации: годовых отчетов за последние два года, структуры собственности, а также информации о всех допэмиссиях и сделках по слиянию и поглощению. Компании, которые планируют провести IPO, должны быть готовы к этому. А вот все остальные фирмы пока не испытывают ни желания раскрывать информацию, ни потребности в страховании ответственности топ-менеджеров.

«Многие компании отказывались комментировать наличие полиса D&O, ссылаясь на сверхконфиденциальность таких сведений. Они готовы говорить о программах имущественного страхования, но не о страховании ответственности топ-менеджеров, — сетует директор департамента рейтингов финансовых институтов “Эксперта РАПавел Самиев. — Однако их можно понять: ведь это относится к компетенции высшего руководства, а разглашение такой информации может непосредственно повлиять на процесс размещения. Получается, что пока этот сегмент страхового рынка — один из самых непрозрачных».

Впрочем, следует признать, что для небольших российских компаний, работающих на местном рынке (непубличных и не планирующих привлекать иностранных инвесторов) в современной России, нет особого смысла страховать ответственность своих топ-менеджеров. Их акционеры предпочитают решать проблемы с управляющими в кулуарах и без судебного посредничества. «Поэтому для России это все еще экзотический вид страхования, в то время как на Западе практически все крупные компании имеют полисы D&O», — резюмирует Вадим Рак. Соответственно, большинство опрошенных компаний планирует приобрести полис D&O лишь непосредственно перед IPO, желая сэкономить на страховке и невысоко оценивая риски ответственности топ-менеджеров до IPO.