Хоррор.doc

Книги
Москва, 12.03.2007
«Эксперт» №10 (551)
Алексей Евдокимов нашел в кинематографе символ современной российской действительности

ТИК — это, собственно говоря, Тайная История Кино, которую на протяжении всей книги пытаются выяснить безымянные синефилы, беседующие на выдуманном автором интернет-форуме. С другой стороны, один из центральных персонажей — странный маргинал, сбежавший от кошмарного реального мира в чистилище кочегарок и бомжатников, скитающийся по земле неприкаянным анонимом, — действительно страдает тиком, и эти нервические судороги, перманентно искажающие его лицо, — что-то вроде стигмата, знак добровольного страдальческого избранничества.

Мы привыкли воспринимать автора Гарроса-Евдокимова как единое целое — как Бонч-Бруевича, Сухово-Кобылина или Ильфа-Петрова; тем удивительнее увидеть сольный проект одной из составляющих расколовшегося союза. Гаррос забрал с собой стилистические красоты и крепкую сюжетную линию; пустоты оставшийся в одиночестве Евдокимов заполнил прямым авторским высказыванием, распределенным между различными персонажами. Роман у Евдокимова, по сути, превращается в эссе — если не в манифест; и, похоже, приобретения в данном случае стоят потерь. Образцового триллера не получилось; зато мало есть в современной нашей литературе примеров столь же завершенного и трагического сообщения о сути российской действительности.

Героев в романе множество, все они нервно, суматошно говорят и действуют, без конца перехватывая друг у друга сюжетную инициативу. Ксения пишет сценарии для сериалов и мечтает о полном метре. Пару месяцев назад ее бросил бойфренд-продюсер, и не просто бросил — исчез вместе с выделенным на очередной небывалый кинопроект черным налом. Мучимая ревностью и общим интересом, Ксения пытается разыскать любовника — и находит его, как ей кажется, на сайте с говорящим названием cinefobia, где неутомимые киноманы ищут параллели между трэш-ужастиками и жизнью, а заодно пытаются понять, кто и зачем вообще придумал столь странную штуку, как кинематограф; ясно ведь, что какие-то враждебные человечеству силы плетут с его помощью зловещие интриги. Ищет продюсера и мужественный майор милиции; поиски приводят его на тот же сайт. Странный безымянный тип, бомж с ноутбуком, слоняется по питерским притонам — и тоже зависает на этой «Синефобии», изучая, сопоставляя реальных и выдуманных маньяков. Кто-то без конца вспоминает трагедию, случившуюся в Риге восемь лет назад: мучительное похмелье в пустой, усеянной приметами радикальной пьянки квартире; пятна крови на стенах; труп приятеля с перерезанным горлом; надрывающийся посреди этого безобразия мобильный.

Евдокимов умело разводит своих персонажей по углам, предполагая, видимо, в нужный момент свести в единой яркой схватке; однако, когда дело доходит, собственно, до боя, выясняется, что драться совершенно незачем. Если рассматривать сюжетную составляющую «Тика», то она оказывается подозрительно похожей на бесконечные российские триллеры 90-х: продажные милиционеры-убийцы, какие-то вялые разборки акул шоу-бизнеса, злодейские пытки в гараже с помощью подручных слесарных инструментов и так далее. Совершенно оч

Новости партнеров

«Эксперт»
№10 (551) 12 марта 2007
Фондовая лихорадка
Содержание:
Будут еще коррекции

Падение на фондовых рынках — это коррекция, вызванная игрой глобальных хедж-фондов. Фундаментальных экономических причин для затяжного падения нет. Но и расти российскому фондовому рынку пока больше некуда

Обзор почты
Реклама