Помни: российские компании — сильные и правильные

Русский бизнес
Москва, 07.05.2007
«Эксперт» №17 (558)
Идеология — главное конкурентоспособное преимущество отечественных компаний на мировом рынке, если она правильно сформулирована и доведена до сотрудников, утверждает Андрей Рогачев, создатель легендарной «Пятерочки»

Для ближайших соратников Андрей Рогачев — гуру. Выдающаяся личность, сформировавшая их отношение к бизнесу. По их мнению, нормы поведения в компании, когда-то сформулированные Рогачевым, универсальны и приносят успех не только в бизнесе, но и в жизни; при этом они ни в коей мере не ограничивают свободу личности, а наоборот, скорее содействуют ее развитию. Эти правила используют автоматически: на заседании, когда кто-то вдруг не сдерживается и перебивает говорящего, не раздумывая, кидают: «Слушай и уважай партнера». Есть в компании и рациональное объяснение того, почему следует почитать мнение Рогачева: к человеку, создавшему и раскрутившему такую махину, как торговая сеть «Пятерочка», следует прислушаться.

Действительно, «Пятерочка», вышедшая на рынок в 1998 году, первой из отечественных розничных продовольственных сетей достигла миллиардных оборотов. В 2006 году она объединилась с сетью супермаркетов «Перекресток» и сейчас входит в состав X5Retail Group. По итогам года общий оборот группы составил 3,485 млрд долларов, при этом большая часть — 1,973 млрд — пришлась на «Пятерочку». Правда, Андрей Рогачев уже не первая скрипка в этом проекте. На вопрос о причинах частичной продажи компании он отвечает: «Потому что привык к определенному уровню возврата на собственный капитал. Эта мера не имеет разумного объяснения. Никакого. Но “Пятерочка” при достигнутых оборотах уже не будет расти на сто процентов в год. К сожалению». Зато другой его проект — сеть гипермаркетов «Карусель», начатый в 2004 году, — к концу 2006 года увеличил объем продаж в 4,2 раза, до 360,6 млн долларов. Планируется, что в 2007 году оборот этой сети вырастет еще в 2,7 раза, вплотную приблизившись к миллиарду. И если старшей сестре «Пятерочке» для того, чтобы стать миллиардершей, понадобилось шесть лет, то «Карусели» — всего три года.

В послужном списке Андрея Рогачева есть и другие миллиардные проекты, например девелоперские компании ЛЭК и «Макромир», работающие в Санкт-Петербурге. Вообще-то ЛЭК — это Лаборатория экологического контроля, так назывался самый первый бизнес, в котором участвовал Рогачев в конце 80-х. Позднее он и его партнеры создали что-то вроде управляющей компании с тем же названием, на ее счету около двух десятков различных проектов, часть из них погибла, а часть выбилась в лидеры рынка. Злые языки утверждали, что успехом своим везунчики обязаны исключительно административному ресурсу. Ходили упорные слухи, например, что среди акционеров «Пятерочки» — супруга бывшего мэра Петербурга Владимира Яковлева. Однако когда «Пятерочка», готовясь к IPO, открыла состав владельцев, слухи не подтвердились. Более того, выясняется, что для Рогачева вопрос ресурсов принципиален. «Подчеркните обязательно, что в наших проектах не задействовано ни копейки бюджетных денег, — вырвалось у него уже после интервью. — Все, что мы создали, мы создали с нуля».

Андрей Рогачев старается держаться в тени. Даже комментируя события, происходившие в его главном детище, «Пятерочке», всегда просил

У партнеров

    «Эксперт»
    №17 (558) 7 мая 2007
    Эстония
    Содержание:
    Последний бой неизвестного солдата

    Беспорядки и их жестокое подавление привели Эстонию к серьезному политическому кризису. Глубокий раскол общества обнажил накопленные противоречия и пороки

    Обзор почты
    Спецвыпуск
    Реклама