В обход Босфора

Главной темой переговоров в туркменской столице стали поставки среднеазиатского газа через Россию, и они оттеснили на второй план вопрос транзита по российской территории каспийской нефти. Тем не менее данная проблема не менее важна, в особенности для Казахстана, практически весь нефтяной экспорт которого зависит от российского транзита.

Согласившись на транзит газа из Туркменистана в Россию, Казахстан оказался ключевым игроком в газовом соглашении между Москвой и Ашхабадом. «По всей видимости, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев решил пойти на уступки в вопросах газа для того, чтобы в обмен достичь своих целей в нефтяной сфере, что позволит Казахстану значительно нарастить поставки нефти, главного экспортного товара страны, на мировые рынки. Благодаря соглашению с Россией казахстанский нефтяной экспорт расширится через Новороссийск и пойдет по трубопроводу Бургас-Александруполис. Несмотря на все попытки Брюсселя наладить энергетическое сотрудничество с Казахстаном в обход России, Астана решила сделать ставку на Москву. И хотя в долгосрочной перспективе диверсификация маршрутов нефтяного экспорта выглядит логичной, быстро ее реализовать не удастся. Казахстан понимает, что наращивать экспорт необходимо сейчас, в условиях высокого мирового спроса на нефть и высоких цен, а проще всего это сделать через территорию России», — рассказала «Эксперту» Дафни Тер-Сакарян, старший экономист лондонского центра Economist Intelligence Unit (EIU).

Сегодня Казахстан добывает около 1,6 млн баррелей нефти в сутки, и уже к 2015 году эта цифра возрастет примерно до 3,5 млн баррелей. Согласно прогнозам тогда примерно 1 млн баррелей будет добываться на шельфовом месторождении Кашаган, 700 тыс. баррелей даст Тенгиз, 600 тыс. — Курмангазы и еще 500 тыс. — Карачаганак, что на границе с Россией. В более отдаленной перспективе добыча будет еще больше — уже в 2019 году на месторождении Кашаган ожидается уровень 2 млн баррелей в сутки. Уже сегодня Казахстан экспортирует около 1,3 млн баррелей нефти в сутки, через десять лет этот показатель вырастет в 2,5 раза. Благодаря масштабным инвестициям в разведку и добычу экспорт может увеличиваться на 15–20% ежегодно.

В рамках соглашения с Россией — в обмен на транзит туркменского газа по своей территории — Казахстан сможет увеличить мощности трубопровода Тенгиз-Новороссийск (оператор — Каспийский трубопроводный консорциум, КТК) и получит доступ к поддержанному Россией проекту Бургас-Александруполис. «Даже если бы и был построен нефтепровод между Казахстаном и Азербайджаном, о котором давно ведутся разговоры, он скорее всего в течение всего нескольких лет не смог бы справиться с ожидаемым ростом добычи нефти. Поэтому КТК останется в любом случае ключевым маршрутом для Казахстана, и именно поэтому Назарбаев решил увеличить мощности экспорта через Новороссийск», — рассказал «Эксперту» Джон Митчелл, научный сотрудник лондонского института Chatham House (Королевский институт международных отношений).

Сейчас по нефтепроводу Тенгиз-Новороссийск может транспортироваться 665 тыс. баррелей в сутки. Как заявил Назарбаев в Ашхабаде, экспорт в ближайшее время вырастет до 800 тыс. баррелей в сутки — почти на треть. В перспективе консорциум КТК надеется увеличить пропускную мощность до 1,4 млн баррелей в сутки, но и это может оказаться не окончательной цифрой.

Россия, которой принадлежит крупнейший пакет в КТК (24%), долгое время откладывала решение по поводу увеличения мощности трубопровода. «Увеличение доступа нефти из Казахстана на западные рынки — не в интересах России. Кроме того, Тенгиз-Новороссийск — единственный магистральный трубопровод в России, которым не владеет “Транснефть”. Это не очень нравится Кремлю, который показал всем игрокам, что не собирается расставаться с контролем за энергетической инфраструктурой», — считает экономист центра Global Insight Эндрю Нефф.

Для Казахстана же увеличение мощностей КТК — лишь часть решения проблем. Оказываясь в Черном море, казахстанская нефть сталкивается с «бутылочным горлышком» турецких проливов. Через узкий Босфор ежедневно проходят около 30 танкеров, которые перевозят более 3,2 млн баррелей нефти в сутки. В Черном море нефть из Казахстана конкурирует с российской нефтью, которая также пытается попасть в Европу. Теперь же Россия согласилась предоставить Казахстану возможность экспортировать в обход Босфора — через нефтепровод Бургас-Александруполис. Проект обсуждался более десяти лет, и в марте 2007 года правительства Болгарии, Греции и России подписали наконец соглашение в Афинах о строительстве трубопровода. Российские компании будут контролировать 51% акций трубопровода, что даст возможность России решать, чья нефть пойдет в греческий порт Александруполис. По трубопроводу будет проходить около 350 тыс. баррелей нефти в сутки, притом что вся мощность проекта составляет 700 тыс. баррелей.

Увеличение мощности КТК и привязка Казахстана к проекту Бургас-Александруполис являются ударом по нескольким альтернативным проектам, которые не были поддержаны Россией. Первый — нефтепровод Одесса-Броды-Плоцк, по которому планировалась доставка каспийской нефти в Центральную Европу через Украину и Польшу. Ветка Одесса-Броды была построена именно с этой целью, но сейчас используется в реверсном режиме, для поставок российской нефти в Одесский порт. Хотя украинский президент Виктор Ющенко и власти Польши поддерживают реализацию проекта по первоначальному сценарию, без нефти из Казахстана он не может состояться.

Вторым проектом являются предпочитаемые Анкарой трубопроводы Баку-Джейхан и Самсун-Джейхан. Первый был открыт в 2006 году и сейчас используется для поставки 700 тыс. баррелей азербайджанской нефти в сутки на европейские рынки. Казахстан, как ожидается, будет поставлять нефть в Баку с помощью танкеров, откуда она затем будет поставляться в Джейхан (мощность трубопровода в будущем может достигнуть 1,7 млн баррелей в сутки).

«В последнее время власти Казахстана сменили риторику и однозначно исключают строительство транскаспийского нефтепровода, о чем много говорилось еще в прошлом году. Это произошло в значительной мере из-за позиции России. Перспективы же расширения мощности трубопровода Баку-Джейхан без нефти из Казахстана остаются под вопросом. Но даже удвоение мощности КТК не даст Казахстану достаточных экспортных возможностей для поставок нефти на мировой рынок, поэтому в долгосрочной перспективе Казахстан может направлять часть своей нефти через Баку, возможно, даже не только танкерами, но и по трубопроводу Атырау-Баку», — полагает Дафни Тер-Сакарян из EIU.

Другой турецкий проект — трубопровод Самсун-Джейхан, который надеются построить в Турции к 2013 году. Он сможет перекачивать до 1,5 млн баррелей нефти в сутки и имеет смысл только в том случае, если часть российской и казахстанской нефти из Новороссийска будет направляться не через Босфор, а в расположенный по прямой на юг порт Самсун. Если же нефть из Казахстана будет в основном направляться в Бургас или напрямик через проливы, то смысла в реализации данного проекта уже не будет.

Лондон