Найти иголку в стоге сена

Наука и технологии
Москва, 25.06.2007
«Эксперт» №24 (565)
Mangrove Capital Partners — венчурный фонд, ставший легендой благодаря суперуспешной инвестиции в Skype. Сегодня этот законодатель европейской венчурной моды начал активно работать в России

В прихожей венчурного фонда ABRT, партнера Mangrove Capital Partners, корреспондент «Эксперта» столкнулся с двумя очень молодыми людьми — чуть за двадцать каждому. «Ребята из Бауманки пришли стартап показывать», — пояснил менеджер фонда. Разумеется, я поинтересовался, что за стартап придумали бауманцы. Когда выслушал ответ, сдержать недоумение мне не удалось: венчурному фонду только что презентовали поисковый сервер для локальных сетей. Быстро пересчитав в уме все продукты для локального поиска, а также продукты, которые могут быть к нему адаптированы, я задал только один вопрос: «А зачем еще один такой поисковик нужен?» В моих глазах попытка сделать что-то уже существующее — все равно что изобретать велосипед, пустая трата ценного ресурса, прежде всего времени.

У партнера Mangrove Марка Тулуза и его коллег Давида Вароквира и Ратмира Тимашева на сей счет, однако, совершенно иное мнение.

Фонд, который инвестировал в Skype

— Мы известны всему миру как фонд, который первым инвестировал в Skype, — рассказывает Марк Тулуз. — В Европе сейчас, может быть, около пяти первоклассных венчурных фондов ранней фазы. Mangrove один из них. Любой предприниматель, который ищет финансирование для стартапа, непременно обратится к нам, потому что все знают: это мы инвестировали в Skype. Благодаря этому у нас нет проблем с поиском сделок, мы видим практически все, что происходит в Европе.

Skype, как известно, после запуска начал стремительно распространяться от пользователя к пользователю, и в итоге был в 2005 году продан интернет-гиганту eBay. Мы вложили 1,9 миллиона долларов, а получили 180 миллионов. Благодаря этому наш фонд вошел в пятерку самых доходных и приобрел популярность. В венчурном бизнесе всегда так: когда ты инвестируешь в одну сверхпопулярную компанию и добиваешься успеха, все тебя знают и все к тебе стремятся. Теперь любая компания, в которую мы инвестируем, сразу попадает в новости — потому что ее пресс-релиз упоминает, что наш новый инвестор тот же, что вложился в Skype.

Славы Mangrove добился по венчурным меркам очень быстро: фирма была создана в 2000 году и тогда же запустила свой первый фонд размером в 50 миллионов евро, инвестиции в Skype сделала в 2003 году, а выход — в 2005-м. Теперь Mangrove инвестирует свой второй по счету фонд размером в 150 миллионов евро. Часть этих инвестиций делается и в России. Mangrove работает только на ранней фазе. Применительно к компаниям это означает, что фонд старается быть первым внешним венчурным инвестором в компании.

В Европе сделки в венчурный фонд плывут сами, но у нас бренд Mangrove еще практически не известен. Впервые Mangrove появился в новостях только несколько недель назад, на рубеже мая и июня, когда стало известно, что он совместно с русским фондом ABRT инвестировал в поисковую компанию Quintura.

Впрочем, метод «мы вложились в Skype» работает и у нас. «Когда я пишу письмо интересующей меня русской компании, — говорит Давид Вароквир, отвечающий за российский сегмент фонда, — то всегда упоминаю, что

У партнеров

    «Эксперт»
    №24 (565) 25 июня 2007
    Актуальное кино
    Содержание:
    Груз 1984

    Новый фильм Алексея Балабанова, вызвавший полярные реакции, — не шедевр и не приговор, не диагноз и не анамнез, а лакмус для думающей части общества

    Обзор почты
    Наука и технологии
    Реклама