Полеты всё спишут

Алексей Хазбиев
заместитель главного редактора журнала «Эксперт»
20 августа 2007, 00:00

Отсутствие на МАКСе крупных авиакосмических премьер будет компенсировано внушительной программой показательных выступлений летчиков-асов, которые покажут в небе все мыслимые фигуры высшего пилотажа

Во вторник 21 августа в подмосковном Жуковском вице-премьер России Сергей Иванов откроет VIII Международный авиакосмический салон МАКС-2007. На торжественной церемонии будет более трехсот почетных гостей, среди которых — руководители военных ведомств Китая, Алжира, Индии, Малайзии и Украины. В нынешнем смотре примут участие 726 компаний из 43 стран, включая государства СНГ. Таким образом, по количеству стран-участниц МАКС практически сравнялся со знаменитым Ле Бурже.

На выставке покажут около двухсот летательных аппаратов. По словам министра транспорта Московской области Петра Кацыва, это почти на четверть больше, чем на предыдущем авиасалоне, который проходил два года назад. Важнейшим событием нынешнего смотра организаторы считают возвращение на МАКС предприятий китайской авиапромышленности. В экспозиции КНР будут представлены все крупнейшие авиастроительные госкорпорации страны — AVIC I, AVIC II и CASIC. И это легко объяснимо. 2007 год в России объявлен Годом Китая, и в рамках этого мероприятия китайцам на МАКСе будет выделен целый день для презентаций возможностей своей аэрокосмической индустрии. Поэтому воздержаться от масштабного участия в нашем авиасалоне авиастроители из КНР просто не могли. Вдохновленный возвращением китайцев, оргкомитет МАКСа даже распространил специальное заявление, в котором выразил уверенность, что нынешний авиасалон пройдет с невиданным доселе размахом. Для этого организаторы авиашоу пригласили сразу три пилотажные группы, а общее количество выставочных площадей увеличили на 30%, построив два новых павильонов и 23 дополнительных шале. Впрочем, зрелищность — едва ли не единственный критерий, по которому МАКС все еще может соперничать с выставками в Фарнборо и Ле Бурже. Во всем остальном наш авиасалон конкуренцию с Парижем и Лондоном уже давно проиграл.

На смену «Тушке»

Если на последнем Ле Бурже одних только новых самолетов и вертолетов было представлено более десятка, то на МАКСе не ожидается ни одной сколько-нибудь значимой аэрокосмической премьеры. Это и понятно. Новой авиатехники наша страна производит ничтожно мало. Единственный революционный продукт отечественного авиапрома — региональный реактивный самолет Sukhoi Superjet 100 (SSJ) — сейчас проходит статические испытания в ЦАГИ. Выкатка этого лайнера намечена на сентябрь, а свой первый полет он должен совершить уже до конца нынешнего года. Менять программу испытаний ради показа самолета на МАКСе руководство «Сухого» не захотело, поэтому на выставке SSJ будет демонстрироваться в виде макета. Но достоинств лайнера от этого не убавится. «Сухой» планирует произвести и продать на мировом рынке не менее 700 новых самолетов, выручив за них более 20 млрд долларов. Помогать в этом нашей компании будут итальянцы. «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) на МАКСе планируют подписать соглашение с фирмой Alenia Aeronautica о создании двух совместных предприятий по продажам SSJ на мировом рынке и организации послепродажного обслуживания. Вклад Alenia в программу SSJ с учетом покупки блокирующего пакета ГСС превысит 400 млн долларов. Проект соглашения с фирмой «Сухого» предусматривает, что Alenia займется продажами SSJ в Северной Америке и Европе, а наша компания будет отвечать за сбыт лайнеров в России, СНГ и ряде азиатских стран.

В отличие от сегмента региональных самолетов, где Россия уже делит с партнерами рынки сбыта, в нише магистральных лайнеров нам еще только предстоит побороться за свое место. Главную надежду здесь наша страна возлагает на проект МС-21 («Магистральный самолет XXI века»). В начале августа правление Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) утвердило концепцию этого самолета, который должен заменить в парках российских авиакомпаний устаревший Ту-154. Уже известно, что новый лайнер будет проектировать «дочка» ОАК — корпорация «Иркут».

По словам президента «Иркута» Олега Демченко, МС-21 задумывался как среднемагистральный самолет, способный вмещать от 150 до 200 пассажиров. Ожидается, что в 2008 году будет подготовлен проект нового лайнера, а в 2015-м завершится его сертификация и начнется серийное производство. Крылья и хвостовое оперение самолета будут изготавливаться с применением композитных материалов (сверхпрочных углепластиков, кевлара и проч.). Стоить новый лайнер будет около 40 млн долларов. Это почти вдвое дешевле западных аналогов — Airbus A 320 и Boeing 737–900. Однако даже такое ценовое преимущество не может гарантировать МС-21 стопроцентного успеха, так как ниша среднемагистральных самолетов прочно оккупирована Airbus и Boeing. Тем не менее «Иркут» намерен произвести около тысячи МС-21. «Мы не хотим конкурировать за рынки сбыта с Airbus и Boeing», — говорит г-н Демченко. По его словам, в идеале этот самолет нужно делать совместно с Airbus. Но европейские авиастроители к этой идее пока относятся прохладно, предпочитая делать ставку на свой собственный проект — A 350.

Без пятого поколения

Если перспективные проекты гражданского авиапрома нашей страны будут представлены на МАКСе в основном макетами, то производители военных самолетов намерены показать сразу несколько относительно новых натурных образцов. Наибольший интерес из них представляет последняя разработка РСК «МиГ» — истребитель МиГ-35. Это единственный российский боевой самолет, оснащенный радаром с активной фазированной антенной решеткой, который занимает промежуточную позицию между четвертым и пятым поколением истребителей. МиГ-35 создан на базе модернизированного самолета МиГ-29 ОВТ с отклоняемым вектором тяги. Впервые РСК «МиГ» показала его на авиасалоне в Ле Бурже. По словам замгендиректора «МиГ» Сергея Цивилёва, «по технологическому уровню информационно-прицельных систем МиГ-35 вполне соответствует машинам пятого поколения и превосходит любой из созданных ранее истребителей этого класса».

Показ МиГ-35 на МАКСе рассчитан прежде всего на индийцев. Месяц назад ВВС Индии объявили тендер на поставку 126 многофункциональных истребителей. Стоимость контракта — 9 млрд долларов. Помимо МиГ-35 неплохие шансы на успех в индийском тендере имеет и американский F-16I Sufa разработки Lockheed Martin. Правда, на наш авиасалон американцы этот самолет не привезли. (Зато в экспозиции США можно будет увидеть стратегический бомбардировщик B-52, военно-транспортный самолет C-17 и парочку истребителей F-15.) Впрочем, независимо от исхода индийского тендера РСК «МиГ» в ближайшие пятнадцать лет надеется продать на мировом рынке не менее 350 истребителей на общую сумму в 12 млрд долларов.

А вот главный конкурент «МиГ» — компания «Сухой» — после серии успешных контрактов с Алжиром, Малайзией, Индонезией и Венесуэлой теперь в качестве основного рынка сбыта свой продукции рассматривает отечественные ВВС. Для нашей армии «Сухой» создал модернизированный истребитель четвертого поколения Су-34. Этот самолет в начале августа был принят на вооружение ВВС. В нынешнем году ВВС России планируют приобрести шесть новых истребителей Сухого, а начиная с 2008 года эти машины будут закупаться партиями по десять штук в год. Всего же, по оценкам главкомата ВВС, потребность нашей страны в истребителях типа Су-34 до 2020 года оценивается в 200 самолетов. Но ограничиваться только внутренним рынком «Сухой» не намерен. Для продажи на экспорт наш производитель тяжелых истребителей разработал еще один модернизированный самолет четвертого поколения — Су-35. И Су-34, и Су-35 будут не только выставляться на стоянке, но и совершат несколько показательных полетов.

В сегменте учебно-боевых самолетов Россия покажет на МАКСе разработанную в начале 90-х ОКБ имени Яковлева машину четвертого поколения — Як-130. По словам главкома ВВС Александра Зелина, «это прекрасный самолет с хорошими летно-техническими характеристиками». «Есть проблемы с силовой установкой Як-130, но я полагаю, что до конца года они будут устранены», — заявил г-н Зелин журналистам. Сейчас Як-130 представлен на государственные совместные испытания. Если они пройдут успешно, то ВВС закупят порядка 200 яковлевских самолетов. На МАКСе Як-130 будет летать чуть ли не каждый день. А вот на скорое появление боевых самолетов пятого поколения нам, судя по всему, рассчитывать пока не стоит. Минобороны России практически не финансирует этот проект. При таком раскладе новый самолет если и будет когда-нибудь создан, то к своему первому полету уже наверняка устареет.

Впрочем, отсутствие серьезных новинок в области боевой авиации рядовые посетители МАКСа заметить не должны. Для этого оргкомитет выставки разработал обширную программу показательных полетов, которая, без сомнения, должна стать главным хитом всего авиасалона. Знаменитые на весь мир «Русские витязи» и «Стрижи» будут летать на Су-27 и МиГ-29 все выходные. Специально для МАКСа «Стрижи» разработали новую программу полетов. «Мы покажем новые типы перестроения и новые фигуры группового пилотажа, такие как “конверт” и “звезда”», — заявил участник авиагруппы полковник Сергей Васильев. А летчики-испытатели ОКБ Сухого и РСК «МиГ» собираются выполнить в небе практически все известные фигуры индивидуального высшего пилотажа, включая «петлю Нестерова», «бочку», «колокол» и «вираж». Наконец, летчики-асы Липецкого центра боевой подготовки ВВС продемонстрируют посетителям авиасалона целый ряд элементов современного воздушного боя. Здесь конкуренцию россиянам обещают составить французы. На МАКС прибудет пилотажная группа ВВС Франции Patroulle de France, а также пара истребителей Mirage F-1C знаменитого полка «Нормандия-Неман».