Будущее в регионах

Путь к будущему лидерству на рынке лизинга лежит через региональную экспансию. Однако возможности для захвата регионов определяются доступом к дешевым источникам финансирования

Объем нового бизнеса на рынке лизинга за девять месяцев 2007 года, по оценкам рейтингового агентства «Эксперт РА», составил 25,8 млрд долларов, а к концу года может превысить 40 млрд долларов. Результат текущего года может превысить сумму объемов лизингового рынка России за семь предыдущих лет (2000–2006). Если бы рынок показал объемы деятельности в 26 млрд долларов год назад, то по масштабам он вошел бы в пятерку крупнейших европейских рынков, уступив лишь Великобритании, Германии, Италии и Франции. Высокие темпы роста сопровождаются усилением конкуренции и концентрации. Этап снятия сливок прошел. Наращивание оборотов не означает роста маржи, за клиентов и за ресурсы приходится бороться. Ключевые факторы конкурентоспособности — доступ к финансированию и технологичность, эффект масштаба и аффилированность с мощными источниками ресурсов.

Поближе к клиенту

В текущем году лизинговые компании всерьез обратили внимание на развитие своего регионального бизнеса и географическую диверсификацию деятельности. Большинство активных лизингодателей так или иначе стараются быть представленными в крупных городах России. За девять месяцев 2007 года российскими лизингодателями было открыто более 60 филиалов и представительств. Крупные игроки рынка создали либо планируют создание «дочек» уже не только в стране, но и за рубежом — в Белоруссии, на Украине, в Казахстане.

В целом среди компаний — участников исследования почти 40% лизингодателей проводили в 2007 году региональную экспансию. В общем объеме нового бизнеса за девять месяцев этого года на региональные представительства лизинговых компаний пришлось 42% сделок, в то время как в 2006 году данный показатель составлял лишь 30% (оценивались компании, у которых есть региональная сеть). Наиболее активно стараются захватить региональные рынки столичные компании, используя свои ресурсы и опыт, эффективные технологии работы и высокую степень автоматизации бизнеса. «Для многих компаний, открывающих региональные подразделения, внедрение информационной системы в центральном офисе и в филиалах является вопросом стратегическим, — отмечает Дмитрий Курдомонов, директор компании “Хомнет Лизинг”, разрабатывающей комплексные специализированные решения для автоматизации лизинговых компаний. — Это подтверждает опыт тех лизингодателй, с которыми мы сотрудничаем. Среди них, в частности, ЛК “Уралсиб”, “Москоммерц-Лизинг”, “Ренессанс-Лизинг”, Югорская лизинговая компания».

Лидером регионального роста стала ЛК «Уралсиб», которая уже открыла в текущем году 16 новых филиалов и еще 15 планирует открыть до конца года. Широкую географическую диверсификацию проводит лизинговая группа НОМОС-банка. «В текущем году наша компания более активно, чем раньше, осуществляла региональную экспансию, — говорит генеральный директор региональной компании “НОМОС-Лизинг”Дмитрий Корчагов. — Наша филиальная сеть насчитывает 23 филиала. До конца 2007 года их должно быть 25, в 2008 году планируем увеличить это число до 40. В настоящее время филиальная сеть уже генерирует более 60 процентов нового лизингового портфеля компании».

Помимо крупных независимых лизингодателей уже и кэптивные внутрихолдинговые лизинговые компании начинают выходить на открытый рынок. Расширение масштабов присутствия новых лизингодателей в регионах России ведет к усилению конкуренции (при росте концентрации), снижению маржи и размера первого взноса.

В текущем лизинговом портфеле компаний доля регионов составляет почти 60% (см. таблицу 4).

Процесс продвижения в регионы агрессивных игроков рынка еще не достиг своего пика. В связи с кризисом ликвидности в России многие лизинговые компании временно приостановили реализацию своих планов по региональному развитию. Другие ограничения обусловлены дефицитом кадров и технической неготовностью банков администрировать залоговую массу сразу в нескольких регионах. Процесс территориального расширения ставит перед компаниями и необходимость оптимизации используемых ИТ, а зачастую и внедрения новых решений. «Важность автоматизации для компаний, проводящих региональную экспансию, сложно переоценить. Информационная система — инструмент оперативного контроля деятельности филиалов и гарант соблюдения единой технологии работы компании. Благодаря информационной системе ввод в курс дела новых сотрудников на местах упрощается и ускоряется в разы. Кроме того, система автоматизации позволяет наладить эффективное взаимодействие региональных подразделений с центральным офисом и существенно сократить время от момента обращения клиента в лизинговую компанию до заключения договора — даже при условии, что клиент общается с менеджерами филиала, к примеру, на Дальнем Востоке, а все вопросы по финансированию сделки решаются в центральном офисе в Москве », — говорит Дмитрий Курдомонов.

Утром деньги — вечером филиалы

Проведение региональной экспансии лизинговыми компаниями предполагает значительные затраты на развитие филиальной сети. Бизнес лизингодателей в настоящее время очень быстро растет, объемы деятельности удваиваются или даже утраиваются. Такие высокие темпы развития, естественно, требуют пропорционального увеличения объема кредитных ресурсов. Необходимость расширения ресурсной базы касается не только компаний, осуществляющих региональное развитие, но и небольших региональных лизингодателей. С усилением конкуренции в результате прихода новых игроков необходимы дополнительные инвестиции в маркетинговые и рекламные мероприятия, в развитие инфраструктуры для поддержания конкурентоспособности.

По словам Александра Кожевникова, генерального директора ОАО «Авангард-Лизинг», рост его компании «обусловлен в первую очередь подписанием и началом финансирования в этом году договоров лизинга на четыре производственных комплекса. Это стало возможно в том числе благодаря наличию несвязанного долгосрочного западного финансирования в необходимых объемах».

Несмотря на значительный рост объемов кредитования банками лизинговых компаний (за прошедший год — примерно в 2,2 раза), спрос последних на финансирование удовлетворен далеко не полностью. Нехватка ликвидности на банковском рынке и увеличение рисков отразились на условиях функционирования российских лизингодателей — некоторые банки совсем приостановили кредитование, другие повысили ставки.

Степень подверженности банков кризису, конечно, различна. Крупные российские банки практически не изменили условия кредитования и продолжают в прежнем режиме финансировать лизинговые операции. Банки второго и третьего эшелонов сильнее почувствовали последствия сжатия ликвидности. Некоторые из них продолжают предоставлять кредитные ресурсы в ранее оговоренных объемах, другие просят лизингодателей подождать до стабилизации. Есть и группа банков, которая полностью прекратила финансирование лизинговых компаний, в особенности вновь запускаемых проектов.

В результате многие лизингодатели испытывают нехватку финансов для реализации своего потенциала и удовлетворения существующего спроса на лизинг. Тех же, кому финансирование доступно в требуемых объемах, беспокоит высокая стоимость предлагаемых ресурсов.

В сегодняшних условиях кредитные ресурсы наиболее доступны трем группам лизингодателей: дочерним компаниям крупных банков, компаниям, среди акционеров которых присутствуют фонды прямых инвестиций (ФПИ), и государственным и квазигосударственным компаниям (см. схему).

Первая группа (компании при крупных банках) помимо доступа к более дешевому финансированию имеет еще одно неоспоримое преимущество с точки зрения регионального развития — готовую филиальную сеть банка, на основе которой можно расширять предложение лизинговых продуктов. Так, наличие готовой сети не последний фактор масштабов регионального присутствия таких лизингодателей, как ЛК «Уралсиб», «НОМОС-Лизинг», «Авангард-Лизинг».

Компании второй группы, даже при масштабной сети в регионах, как правило, ориентированы на агрессивный рост активов на достаточно коротком временном горизонте. Наличие иностранного ФПИ среди акционеров существенно облегчает доступ на международные рынки капитала, снижает кредитные спреды, а также обеспечивает высокий авторитет компании среди широкого круга потенциальных инвесторов.

Третья группа (государственные и квазигосударственные лизингодатели) выигрывает за счет участия в государственных тендерах и работы на госзаказы, под которые, как правило, можно получить финансирование по льготным условиям.

Именно у этих трех групп лизингодателей есть наибольшие шансы в ближайшем будущем стать безусловными лидерами рынка. Именно они будут проводить наиболее широкую экспансию на рынке и через несколько лет станут центрами консолидации отрасли, поглотив либо вытеснив с рынка большинство мелких независимых лизингодателей как в Москве, так и в регионах. Игры кончились: лизинг становится направлением деятельности крупных компаний.