Письма читателей

Обзор почты
Москва, 12.05.2008
«Эксперт» №19 (608)

2008, №18 (607)

Двух центров недостаточно

Два центра силы плюс парламентская надстройка — не система новой власти, а способ сохранения стабильности и либерализма в нынешнем виде. План Путина реализован, может, не совсем красиво, но вполне внятно.

Все началось с вопроса, как уйти, сохранив стабильность. Вопрос для России не праздный, а страшный. Страшный тем, что обезглавленное от элиты общество после коммунизма и 90-х годов выдохлось, стало не способным к самоуправлению, а значит, саморазрушаемым. Жуткий своей ядерной составляющей и неуправляемой армией. Неприглядный своей нефтегазовой иглой и отсутствием промышленности. Страшных вопросов так много, что отпустить все на самотек будет преступлением.

Подготовка к уходу шла долго, решали так, как могли, как учили в прошлой советской жизни. Сначала выключили ТВ, потом урезонили Чечню, далее губернаторов и суды. Но ответ на вопрос о способе сохранения стабильности всецело развернулся в парламентские и президентские выборы. Кому доказывать огромную явку при ее отмененном пороге? Кому доказывать огромный разрыв в голосах, когда все партии и кандидаты подконтрольны? Кому по телевизору рисовать картинку о безудержной народной поддержке? Кому втирать о партийном единстве, когда каждый понимает существенные различия члена КПСС и ЕР? Кто получатель всего этого безудержного объема информации? Народ ли? Запад? А может, оппозиция?

Способен ли народ оценить свои голоса, способен ли он принять решение не сердцем, а умом и здравым смыслом? Думаю, что нет, по крайней мере, основная часть не видит в политике интереса. Можно ли убедить Запад легитимностью наших избирательных кампаний? Да нет, конечно, — у них опыта в этом деле побольше нашего. Надо ли перед российской оппозицией доказывать свою значимость? А какой оппозицией, есть ли она вообще?

Так для кого это действо, кого можно убедить такой прочной легитимностью и полной поддержкой со стороны судебной, парламентской и исполнительной властей?

Но получатель есть, ибо столько на воздух не бросают. Он где-то тут, рядом, живет в этой стране, знает ее правила и вынашивает свои планы — планы без Путина и Медведева. Только для него может быть такое светопреставление, с инаугурацией, с парадом и двумя главнокомандующими на Красной площади под неюбилейную дату и военными тренировками в течение недель. Этот кто-то имеет столько сил и возможностей, что заставил потратить на себя так много средств, так много президентской репутации, что, наверное, достоин уважения как противник. Думаю, именно этот «некто» заставляет Путина присматривать при Медведеве, чтоб никому в голову не лезло заниматься Смутой.

Двоевластие с парламентской надстройкой в том виде, что имеется сейчас, — это не прихоть, а необходимость. Медведев с Путиным может быть президентом. Но Медведев без Путина — огромный риск, не только лично для нового президента, но и для России в целом.

Владимир Степанов

 

Медведев без Путина — огромный риск не потому, что «некто заставляет», а потому, что Медведев не прошел полн

Новости партнеров

«Эксперт»
№19 (608) 12 мая 2008
Новый президент, новый премьер
Содержание:
Обзор почты
На улице Правды
Реклама