Общий сбор в «Хлебном доме»

Милана Челпанова
19 мая 2008, 00:00

Финский холдинг Fazer Group объединяет свои активы в России в единую компанию. Это решение стало ответом финнов на обострение борьбы со стороны крупнейших российских хлебобулочных компаний за рынок Северо-Запада

Руководство пищевой компании Fazer Group, основанной Карлом Фазером еще в 1891 году в Хельсинки (тогда она именовалась French-Russian Conditory), решило собрать все принадлежащие ей российские хлебозаводы в одной структуре, которую назвали «Хлебный дом». Речь идет о петербургских хлебокомбинатах «Хлебный дом», «Муринский» и «Василеостровский», а также московском экспериментальном кондитерско-булочном комбинате «Звездный». Центральный офис новой компании останется в Санкт-Петербурге, а региональный разместится в Москве.

По словам исполнительного директора Fazer Russia, регионального подразделения группы, Харри-Пекка Кауконена, речь идет о компании (не о холдинге, уточнил он) с единой службой продаж, общим маркетингом, разработкой продукции и общим названием. Свежий хлеб, выпускаемый на петербургских и московском заводах Fazer, будет продаваться под брендом «Хлебный дом», а замороженные пицца и тесто (финский концерн намерен увеличить свою долю в сегменте замороженных хлебопродуктов) — под брендом «Звездный». В Fazer решили также более плотно работать с крупными торговыми сетями, такими как «О’кей», «Лента» и «Пятерочка», что потребует от компании более широкого, но унифицированного ассортимента. Необходимые объемы выпуска продукции для Северо-Западного региона предполагается получить после ввода в строй самого мощного в России хлебопекарного предприятия (до 300 тонн продукции в сутки) во Всеволожском районе Ленинградской области, в строительство которого Fazer инвестирует около 2,5 млрд рублей.

«Мы объединяемся в единую операционную структуру, цель которой — более качественное обслуживание клиентов, повышение уровня услуг, а также эффективности нашей деятельности», — сказал Кауконен. На деле это означает, что в Fazer всерьез обеспокоились последними поглощениями, осуществленными крупнейшими российскими хлебобулочными компаниями на петербургском рынке. Его финны считают своим, почти «домашним» — сюда группа пришла в 1997 году, Санкт-Петербург демонстрирует наивысшие показатели потребления хлебобулочных изделий — в 1,4 раза больше, чем в среднем по стране. К тому же в начале марта этого года группа получила поддержку областных властей, подписав меморандум о взаимопонимании. И в Fazer ревностно следят за шагами конкурентов.

А конкурентами финнов в Санкт-Петербурге и на всем Северо-Западе сегодня выступают заметно окрепшие петербургская компания «Каравай», московские «Черемушки» и петербургский же независимый игрок — хлебозавод «Арнаут». В 2006 году в Санкт-Петербурге «Черемушки» приобрели «Пекаря», контролировавшего около 5% российского кондитерского рынка, и завершили покупку «Хлеба» (торговая марка «Дарница»). А в 2007 году компания купила Сестрорецкий хлебобулочный комбинат. Что касается компании «Каравай» — второго по величине участника петербургского рынка, — которая до недавних пор владела хлебозаводами «Паляница» и «Ржевка-Хлеб», то в прошлом году в ее распоряжение перешли также более 40% акций хлебозавода «Заря».

«Рынок становится более конкурентным, — говорит директор по маркетингу хлебной компании “Каравай” Роман Калинин. — Крупные игроки вынуждены обращать больше внимания на продвижение товаров и ассортиментную политику. Если раньше главными козырями в борьбе за покупателя были объемы продаж и ценовая политика компаний, то теперь, в условиях обостренной конкуренции, ключевую роль играют маркетинговые инструменты».

Этим финны и займутся в своем «Хлебном доме», надеясь таким образом укрепить позиции в России, которая, как сказал президент Fazer Group Карстен Слотте, является для холдинга в целом важнейшей страной. Российское хлебопекарное производство Fazer растет такими темпами, каких у компании нет ни в одной другой стране мира, — на 39% ежегодно, а доходы от бизнеса в России составляют 14%, что равнялось в 2007 году 170 млн евро. Кстати, на 20% больше, чем годом ранее.

Петербургские специалисты прогнозируют, что объединение российских заводов Fazer позволит группе заметно увеличить объемы продаж и прибыли. Кроме того, управленческая унификация облегчит финнам развитие другого направления их бизнеса в России — создание сети кафе. Осенью прошлого года входящая в финский холдинг компания Fazer Amica открыла первое кафе под одноименным названием в Санкт-Петербурге. «Разумеется, — говорит Харри-Пекка Кауконен, — у нас есть план расширения и этого направления. Мы определенно собираемся усилить и свое присутствие по главному направлению деятельности в других регионах России. Сегодня мы продаем примерно 10 процентов от общего объема продукции в регионах за пределами Санкт-Петербурга и Москвы, и наши продажи растут».

Санкт-Петербург

В 2007 году финская компания Fazer Group показала совокупный оборот в размере 1,2 млрд евро, а операционную прибыль — 51,2 млн евро. Предприятия холдинга работают в восьми странах Европы, но в основном в Скандинавии и Прибалтике. Бизнес компании состоит из трех направлений: производство хлебобулочных, кондитерских изделий и сеть кафе. Первым приобретением группы в России стала петербургская компания «Хлебный дом», в которой финнам принадлежит 80% акций. В 2002 году холдинг купил Муринский хлебозавод, в 2003-м — хлебозавод Василеостровского района, в 2005-м — крупнейшего производителя замороженных пиццы и теста в России московский комбинат «Звездный». В 2007 году вся хлебопекарная деятельность Fazer Group в России была оформлена в отдельное подразделение Fazer Russia.