Быть как «Тойота»

Тема недели
Москва, 09.06.2008
«Эксперт» №23 (612)

Британские водители грузовиков блокировали автострады в Лондоне в знак протеста против дорогого топлива. Во Франции, Испании и Италии рыбаки отказались выходить в море, требуя от Брюсселя топливных субсидий. Четверть рыболовецкого флота Японии осталась в портах, из-за чего скоро в суши-ресторанах может возникнуть нехватка тунца и лосося. В Индонезии, Малайзии и Таиланде прошли массовые акции протеста против резкого повышения внутренних цен на бензин и дизельное топливо. В США и ЕС разоряется по одной авиакомпании в неделю — пока небольшие. По некоторым прогнозам, только в США авиаперевозчики понесут в этом году суммарные убытки в размере 7,2 млрд долларов.

Негативный эффект от резкого подорожания нефти оказывается действительно глобальным. Ни один из финансово-экономических кризисов последних двадцати-тридцати лет не сказывался столь очевидно на хозяйственной деятельности людей по всему миру. Даже нынешний продовольственный на фоне событий на нефтяном рынке выглядит куда как скромнее (не говоря уже о том, что рост цен на продукты во многом вызван подорожанием горюче-смазочных материалов).

Однако вот еще пара новостей.

Автомобильный концерн General Motors объявил о намерении избавиться от производства джипов Hummer, весьма популярных среди знаменитостей, но крайне неэкономичных. И в то же время лидер мирового автомобилестроения японская Toyota продала в 2007 году 425 тысяч автомобилей с гибридным двигателем. Это почти в десять раз больше, чем в 2003-м, когда было продано 45 тысяч гибридных автомобилей этой компании, и очевидно, что теперь спрос на гибридные «тойоты» лишь увеличится.

Исходя из этих двух примеров можно предположить, что автогигант Toyota — один из главных выгодоприобретателей от роста нефтяных цен. General Motors же, вероятно, один из главных пострадавших. По крайней мере в том, что касается автомобильной отрасли, это совершенно точно.

Дорогая нефть — мощнейший стимул для мировой экономики. Более эффективные и технологически продвинутые игроки получают отличную возможность использовать кризис, чтобы увеличить свою долю рынка, оттеснив менее расторопных конкурентов. В авиаотрасли дорогое топливо подталкивает авиакомпании к слияниям, а со временем заставит их обновить свой авиапарк, перейти на новые, более экономичные модели самолетов.

Стоит ли отдельно говорить о том, что высокие цены на нефть открывают перед Россией массу возможностей? Как крупный нефтедобытчик и экспортер наша страна получает огромную прямую выгоду от повышения цен. Но важно, как будут использованы эти ресурсы. Если нефтяные доходы станут инструментом технологического прорыва страны — это один сценарий. Если же нефтедоллары будут банально проедены или сгниют в различных зарубежных заначках — это сценарий совсем другой. В семидесятых годах прошлого века наша страна уже упустила шанс использовать нефтяные доходы для модернизации экономики. Второй раз мы себе позволить не можем: нынешний рост цен на нефть уже запустил новую волну технологического развития, если россий

У партнеров

    «Эксперт»
    №23 (612) 9 июня 2008
    Нефть
    Содержание:
    Магические 200

    200 долларов за баррель нефти — эта цифра уже перестала казаться фантастической. До такого уровня цены могут подняться к концу 2008 года

    Обзор почты
    Реклама