Выбор жизненного пути

Спецвыпуск
Москва, 09.06.2008
«Эксперт» №23 (612)
Российский рынок страхования жизни переживает уникальный период развития в условиях высокой нестабильности. Реальную возможность войти в число лидеров рынка в течение нескольких лет потенциально имеют практически все страховщики жизни

О нестабильности рынка страхования жизни говорят постоянные изменения в списке его лидеров. Если топ-20 игроков рынка страхования «не жизни» год от года практически не меняется, то список наиболее успешных компаний на рынке страхования жизни находится в постоянном движении. Компания — лидер предыдущего года скатывается на место ниже пятнадцатого, а страховщики, имевшие незавидные позиции в предыдущем году, вырываются вперед. Только за один год компании поднимаются на 30–80 позиций, а темпы прироста взносов отдельных страховщиков жизни варьируются от –90 до +9000%.

Естественный отбор

По итогам 2007 года рынок страхования жизни показал значительную положительную динамику. Прирост взносов составил около 40%, их совокупный объем достиг 22,5 млрд рублей. Суммарная величина премии, полученной специализированными страховщиками жизни, составила 27,7 млрд рублей, из них 6,6 млрд было получено в страховании от несчастных случаев.

Сейчас практически любая страховая компания имеет реальную возможность в течение пары лет войти в пятерку лидеров рынка страхования жизни. Необходимые условия успеха — наличие устойчивого канала продаж и инвестиции со стороны собственников. Этот период продлится сравнительно недолго: через несколько лет рынок страхования жизни должен стабилизироваться. «В течение 2007 года на рынке появилось немало новых игроков. Некоторые крупные российские страховщики создали отдельные компании по страхованию жизни, практически все основные иностранные страховщики начали операции на нашем рынке. Можно предположить, что по составу участников рынок процентов на 75–80 сформирован», — комментирует Максим Чернин, генеральный директор СК «Альянс РОСНО Жизнь».

За последние два года максимальных результатов по объему собранной страховой премии добивались кэптивные страховщики жизни (лидер 2006 года — «КапиталЪ Страхование жизни», лидер 2007 года — «СОГАЗ-Жизнь»). Со временем их доля на рынке страхования жизни должна сократиться и стабилизироваться на уровне 15–20%.

Для начала 2008 года свойственна тенденция резкого увеличения доли «дочек» иностранных страховщиков в совокупных рыночных взносах. Если в 2007 году на долю страховщиков жизни, контролируемых нерезидентами, приходилось около 28% совокупных рыночных взносов (25% за первые три месяца 2007 года), то по итогам I квартала 2008 года значение этого показателя приблизилось к 50%.

«Дочки» российских розничных страховщиков, занятые переводом страховых портфелей и реорганизацией бизнеса, упустили часть времени, отпущенного им на развитие. Только сейчас в них идет процесс отделения от материнской компании и построения собственных бизнес-процессов. В ближайшие два-три года ожидается усиление позиций наиболее успешных розничных «дочек» российских страховщиков. Их совокупная доля во взносах, собираемых страховщиками жизни, увеличится с 11% в 2007 году до 25–30% в 2010-м.

В ожидании бума

С 1 января 2008 года вступили в силу поправки к Налоговому кодексу, меняющие систему налогообложения взносов и выплат по к

У партнеров

    «Эксперт»
    №23 (612) 9 июня 2008
    Нефть
    Содержание:
    Магические 200

    200 долларов за баррель нефти — эта цифра уже перестала казаться фантастической. До такого уровня цены могут подняться к концу 2008 года

    Обзор почты
    Реклама