Роковой ответ

Елена Кузнецова
14 июля 2008, 00:00

Из опубликованных в периодике в 2006-2007 годах текстов известного петербургского критика и писателя Татьяны Москвиной получилась увлекательная полноценная книга, в которой из зарисовок о русской жизни и рецензий на события, привычно именуемые культурными, складывается единая картина времени. Острота формулировок автора такова, что многое хочется цитировать - лучше и не скажешь, а высказывания по так называемым информационным поводам настолько глубоки и последовательны, что выходят далеко за рамки просто рецензий. Главное, что отличает их от основной массы критики, в которой царит «зыбь и рябь» (субъективизм то есть или, наоборот, конъюнктура), это вопрос, которым задается автор: зачем? Зачем это смотреть, читать, тратить на это время? Москвина пугает грозным Львом Толстым, который дико мучился вопросом «ради чего?», и признается, что самые радостные мгновения в жизни критика - это мгновения, когда на этот вопрос можно ответить.

Поводом для такого ответа может стать и фильм «Остров», и криминальные сериалы, и достойная игра отдельно взятого актера в проекте, который в целом может быть сурово раскритикован. Но если после ознакомления с фактом, условно относящимся к искусству, ответа на роковой вопрос не находится, пощады не жди. Особо язвительным и при том искрометно веселым показался отчет о Московской биеннале современного искусства, «потерявшего по дороге времени эпитет “изобразительное”». Действительно, нередко натыкаешься на кураторские ремарки, дескать, «работа таит в себе множество смыслов», и испытываешь порой некоторую неполноценность от этого - не разгадать бывает множества. И вот облегчение страданий: «Вам бы, пожалуй, по старинке, нужно не множество смыслов, а один-единственный?» Для тех, кто дотошно ищет один-единственный, следить за течением мысли Татьяны Москвиной - сплошное удовольствие.