Генетики хотят, чтобы их слышали

8 сентября 2008, 00:00

Ученые из Орегонского университета здоровья и науки впервые использовали методы генной инженерии для решения проблем сниженного слуха и глухоты. Отчет о своей работе ученые опубликовали в журнале Nature. Они вводили зародышам мышей специально приготовленные ДНК с несколькими копиями гена, ответственного за синтез белка Atoh 1. Ранее было показано, что этот белок стимулирует производство так называемых волосковых клеток, которые еще называют рецепторами звуков.

Звуковые волны, «втекающие» в нашу ушную раковину, оказывают давление на все, что находится у них на пути. А путь у них довольно сложный и изощренно устроенный. Колебания волн передают сначала барабанная перепонка, потом последовательно три слуховые косточки, затем звуковые волны должны проникнуть в маленькое овальное окно, которое раз в двадцать меньше барабанной перепонки, отчего звук усиливается. Через овальное окно звуковые волны попадают во внутреннее ухо, причем из воздушной среды — в жидкую. Там они достигают еще одного органа — улитки, в которой собственно и находятся слуховые рецепторы, позволяющие слышать. Рецепторы — это особые волосковые клетки, от которых отходят нервные волокна. Здесь звуковые волны преобразуются в электрические импульсы, а те передаются в соответствующие отделы головного мозга, ответственные за распознавание звуков. У человека около 15–20 тысяч волосковых клеток. Волокна этих клеток по разным причинам могут повреждаться, и тогда наступает ухудшение слуха. С возрастом количество волокон постоянно уменьшается, что тоже ведет к снижению слуха. Поэтому американские ученые под руководством Джона Бриганде поставили перед собой задачу увеличить количество волосковых клеток у мышат. В ходе экспериментов с введением ДНК зародышам выяснилось, что у тех зверьков, чьи зародыши получили специальную ДНК, выросло вдвое больше волосковых клеток, чем у мышат из контрольной группы. Бриганде считает: сделан большой шаг в создании механизма замены поврежденных волокон, что облегчит жизнь тугоухим и глухим людям. Но вряд ли можно рассчитывать на быстрые результаты. Еще нужно выяснить, каким образом генноинженерный продукт можно будет вводить взрослым людям.