Кино для чужих

Культура
Москва, 06.10.2008
«Эксперт» №39 (628)
Все больше российских фильмов показывают за границей, но смотрят их там те же русские

Закончился сезон больших международных кинофестивалей: после Сан-Себастьяна остался только внеконкурсный Рим, а дальше — новый год и новый сезон. Меж тем число крошечных, незаметных «авторитетной общественности» смотров неуклонно растет. Естественно, с провозглашаемым на каждом углу подъемом отечественной киноиндустрии увеличивается и число фестивалей российского кино.

Нормальная тенденция эпохи мнимого мультикультурализма: пока в прокате любой страны мира безраздельно царит Голливуд (исключение составляют лишь некоторые азиатские государства), среднекачественные фильмы любой страны могут проникнуть за границу национальной дистрибуции единственным способом — фестивальным. И в Москве или в Питере бесконечно проходят различные «недели»: шведского, французского, немецкого, японского, британского, корейского кино. Народ валит валом, не протолкнуться (тем паче что часто вход на сеансы не стоит ни гроша). А россияне в это время гастролируют по Европам, Азиям, Америкам. Уезжают, полные надежд и ожиданий, возвращаются нередко с такими кислыми физиономиями, что традиционный вопрос «Почему они нас не смотрят?» отпадает сам собой.

И все-таки, почему? Один из возможных ответов: потому что фестивали русского кино в Ницце или Нью-Йорке (список можно продолжать до бесконечности) нередко проводятся для своих. Не то чтобы диаспоры изголодавшихся экс-соотечественников были столь огромны, а голод до культурных ценностей так силен, но на те скромные залы, где идут эти фильмы, хватает с избытком. Часть необходимой массовки составляют члены немаленьких делегаций. Однако нечестно было бы утверждать, что для аборигенов не остается свободных мест, — просто они не слишком охотно ходят на российское кино, и все. Причина в схлынувшей моде на все русское? Или в том, что наши фильмы так и не прорвались в международный прокат (голливудские успехи отдельных индивидуумов, российское происхождение которых можно угадать лишь по фамилии в титрах, Вадима Перельмана или Тимура Бекмамбетова, все-таки не в счет)? Пожалуй, и в этом тоже. Но не в первую очередь. Главная иррациональная причина — в ауре вопиющей провинциальности, излучаемой русским кино за рубежом.

Этот закон работает далеко не всегда; все зависит от контекста. Когда Звягинцев берет двух «Золотых львов» в Венеции или Сокуров собирает в американском прокате больше пяти миллионов долларов, становится очевидным потенциал нашей кинематографии, которую иные эксперты даже сегодня причисляют к основополагающим. Смотря на это со стороны, испытываешь те же понятные чувства, что и в случае победы нашей сборной в каком-нибудь важном матче мирового чемпионата или при виде новости «Анна Нетребко родила первенца» в хедлайнах иностранного выпуска новостей. Но стоит русским собраться вместе, чтобы поддержать за границей имидж самой читающей, самой смотрящей или самой культурной страны, как сразу они начинают напоминать группу соотечественников среди Елисейских полей, с гигантскими пакетами в руках, беспомощно озирающихся по сторонам и пре

У партнеров

    «Эксперт»
    №39 (628) 6 октября 2008
    Кризис
    Содержание:
    Костыль на 5% ВВП

    План санации финансовой системы CША, предложенный денежными властями страны, имеет массу сиюминутных и долговременных рисков и недостатков. Но, похоже, кризис достиг такой стадии, что эффективных альтернатив предлагаемым мерам сейчас нет

    Рейтинг
    На улице Правды
    Реклама