Ностальгия по «границе на замке»

Экономика и финансы
Москва, 03.11.2008
«Эксперт» №43 (632)
Попытки российской таможенной службы копировать опыт развитых стран создают лишь новые проблемы на границе. Похоже, ФТС не знает, куда двигаться дальше

Традиционно в конце октября в преддверии Дня таможенника Федеральная таможенная служба (ФТС) отчитывается о своих достижениях за год. Главное из них, разумеется, — успешное выполнение плана по сбору таможенных платежей: за 10 месяцев 2008 года в федеральный бюджет поступило более 3,8 трлн рублей из 4,6 трлн рублей годового задания. Таможенники утверждают, что финансовый кризис не повлиял ни на объем внешнеторгового оборота, ни на план сбора платежей. Первый заместитель руководителя ФТС России Владимир Малинин подчеркнул, что пока годовое задание не корректировалось. Впрочем, участники внешнеэкономической деятельности располагают сведениями об устном распоряжении правительства таможенной службе собрать в четвертом квартале 150 млн долларов дополнительно к плану. Импортеры уже ощутили на себе последствия негласного указания — усилилось давление со стороны таможенников, которые заставляют предпринимателей повышать заявленную таможенную стоимость ввезенных товаров.

Однако этот испытанный способ сегодня может дать обратный эффект. Бизнес стал другим: он обращается в суд, а суды в подобных случаях выносят решения не в пользу таможни. «Импортер предъявляет подлинные инвойс, контракт, экспортную декларацию, прайс-лист, подтверждающие реальную стоимость товара, — говорит гендиректор ООО “Гидротехпроект 21 век” (импорт климатического оборудования) Владимир Емельянов, — а у таможни есть только некие установки по стоимости, основанные на документе для служебного пользования под названием “профиль риска”».

Конечно, система анализа рисков в той или иной степени применяется таможенными органами практически всех промышленно развитых и некоторых развивающихся стран. В ее основе лежит известный тезис: никакая таможенная служба не в состоянии охватить контролем все внешнеторговые сделки с равной степенью эффективности, поэтому необходимо выделять те из них, где требуется более тщательная проверка: подтверждение стоимости товара, досмотр и т. д. Это довольно сложная технология сама по себе, а в России она к тому же была поставлена на службу исключительно фискальным целям, что исказило ее до неузнаваемости. Эксперты выражают опасения, что, скорее всего, то же самое произойдет и с другими новшествами, заимствованными российскими таможенниками из международного опыта.

Вслед за Европой

В ближайшее время участников внешней торговли ждет введение обязательного предварительного электронного информирования таможенных органов о перевозках товаров автомобильным транспортом. В Евросоюзе оно вводится с 1 января 2009 года. В России предварительное информирование пока является добровольным, но с 1 июля следующего года может стать обязательным (если до конца осенней сессии Госдума примет соответствующие поправки в Таможенный кодекс). Суть этой процедуры проста: для пропуска транспортного средства с иностранным грузом на российскую территорию обязательно наличие у перевозчика электронной копии транзитной декларации или книжки МДП. Перевозчик может заранее (своими силами или с помощ

У партнеров

    «Эксперт»
    №43 (632) 3 ноября 2008
    Кризис
    Содержание:
    Удар силой в полтора триллиона долларов

    Наши собственные ошибки форсировали экспансию мирового кризиса в Россию. Теперь важно не совершить ошибок в новой глобальной схватке

    Обзор почты
    Наука и технологии
    На улице Правды
    Реклама