Мощность региону

Сергей Василенко
8 декабря 2008, 00:00

Москва и Московская область пока еще остаются энергодефицитным регионом. Однако за последние годы ситуация решительно изменилась

Добиться этого удалось благодаря масштабным инвестиционным программам, осуществляемым в том числе и крупнейшей в стране сетевой компанией МОЭСК, о работе которой рассказал ее генеральный директор Юрий Трофимов.

— Юрий Иванович, ОАО МОЭСК одним из первых в России прошло через серьезную реорганизацию и фактически с начала 2008 года работает в новом формате. Что удалось сделать за период, прошедший с момента образования компании?

— Когда мы принимали компанию, это была часть наследства «Мосэнерго», мы хорошо понимали, что предстоит большая работа, поскольку нам досталось весьма запущенное сетевое хозяйство. Достаточно вспомнить то, что износ оборудования на некоторых подстанциях в Подмосковье составлял 65–70 процентов. Сначала зоной ответственности нашей компании была в полном объеме Московская область и Москва в части питающих центров, а в 2008 году с присоединением ОАО «МГЭсК» добавилась распределительная сеть столицы.

После завершения изменений в организационной структуре компании в июле 2008 года ОАО МОЭСК объединило семь укрупненных сетевых филиалов вместо 14, выделенных из Мосэнерго. Вместе с тем в каждом районе области были созданы районные сети. Все питающие центры Москвы выделены в один филиал с окружным делением внутри него. Благодаря таким преобразованиям удалось организовать взаимодействие с администрациями районов Московской области и округов столицы, а также повысить управляемость подразделениями компании.

Наши специалисты изучали опыт работы крупных западных энергетических предприятий в Европе и США. Мы обратились к известной американской консалтинговой фирме Boston Consulting Group, которая помогла нам в разработке проекта оптимизации структуры. В управлении компания перешла на систему блоков, особенно важным нововведением представляется блок стратегии и развития бизнеса — подразделение, которое отсутствует в большинстве российских энергетических предприятий.

— От чего зависит эффективное долгосрочное планирование энергосетевого хозяйства?

— После реорганизации нашей компании планирование усложнилось, но наша главная задача осталась прежней — обеспечение бесперебойной транспортировки электроэнергии. При этом мы — энергетики — всегда должны идти на шаг впереди, чтобы не сдерживать строителей. Стратегическое планирование поэтому является для нас приоритетом — блок маркетинга в компании приложил большие усилия, чтобы увязать планы МОЭСК с программами строительства в Москве и Подмосковье до 2020 года. Эффективное долгосрочное планирование прямо зависит от уровня маркетинговых исследований и анализа роста спроса на электрическую мощность.

Сегодня МОЭСК — крупнейшая в России распределительная сетевая компания. Благодаря планированию нам удается оптимизировать издержки и улучшать финансовое состояние предприятия, решая одновременно вопросы повышения надежности электроснабжения потребителей и развития компании. Мы реализуем грандиозную инвестиционную программу, направленную на обновление электросетевого хозяйства региона. Например, если в 2005 году инвестпрограмма компании равнялась 3,5 миллиардам рублей, в 2006–2007 годах — 56 миллиардам, а в 2008 году вложения в строительство и реконструкцию энергообъектов выросли более чем в десять раз и превысили 38 миллиардов рублей.

— Цифра достаточно большая. Результаты уже видны?

Конечно, в текущем году мы построили довольно много: более тысячи километров кабельных и воздушных линий электропередачи, введено около 3900 мегавольт-ампер дополнительной мощности. Что позволит не только повысить надежность электроснабжения уже существующих потребителей, обеспечить подключение тысяч новых, но и ликвидировать пока еще существующий энергодефицит в Московском регионе.

— Где берете средства на такое масштабное строительство?

У нас несколько основных источников финансирования. Прежде всего традиционные — амортизация на основные фонды, а также прибыль, которая заложена в тарифе на транспорт энергии. Эти деньги идут на повышение надежности работы сетей, то есть на реконструкцию, техническое перевооружение, модернизацию и ремонт оборудования. Еще один источник, который появился у нас с 2006 года, — тариф на технологическое присоединение. Это деньги, которые платит потребитель при возникновении у него необходимости подключения объекта к электрической сети. Это регулируемая государством плата за предоставление услуги. Абсолютно прозрачный механизм.

Застройщики платят по тарифу, определенному региональными властями. При этом учитывается в технических условиях и усиление существующей электросети, к которой присоединяется новый потребитель. То есть кроме финансирования мероприятий по транспортировке энергии конкретному потребителю в стоимость работ закладывается усиление электросети, к которой осуществляется присоединение. За счет двух этих источников мы и действующие сети приводим в порядок, и новые строим.

— «Свердловэнерго» и «Челябэнерго» переходят на систему RAB, предполагающую формирование тарифов на основе долгосрочного регулирования. Это позволит привлекать инвестиции на модернизацию сетевой инфраструктуры. Когда вы планируете переход на эту систему?

— Это вопрос недалекого будущего. Мы серьезно готовимся к переходу. Регулирующие органы — тоже. Переход на RAB — единственно правильное решение в нынешних условиях, и мы будем стараться перейти на новую систему уже в середине 2009 года.

— По каким параметрам вы выбираете районы строительства или реконструкции объектов?

— Наши планы связаны с планами развития Москвы и Московской области. В 2006 году глава РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс и мэр Москвы Юрий Лужков заключили соглашение о совместных действиях энергетиков и властей столицы по развитию Московской энергетической системы. В том же году аналогичное соглашение было заключено с правительством Московской области и подписано губернатором Борисом Громовым.

По сути, это перечень объектов, которые должны быть построены на территории Москвы и области, чтобы обеспечить развитие промышленности и инфраструктуры региона в целом. Власти дают ориентиры, где и какая мощность будет нужна в ближайшие годы, а также обеспечивают поддержку инвестиционным проектам энергетиков.

— Как введение платы за технологическое присоединение повлияло на динамику удовлетворения заявок на подключение? Сохранились ли к концу 2008 года очереди на подключение в столице и области?

— В 2005 году мы вынуждены были отказывать большинству потребителей в подключении — примерно 85 процентов обратившихся. Карта Москвы вся была в красных пятнах, обозначавших районы с острым дефицитом электроэнергии, и подключение новых потребителей к сетям было невозможно. За прошедшие годы нам удалось кардинально изменить ситуацию. Мы переоснастили десятки подстанций, построили новые и реконструировали старые линии электропередачи, закупили новое, современное оборудование. Сегодня мы удовлетворяем до 85 процентов заявок, но небольшая очередь остается.

В последние два месяца ситуация осложнилась тем, что часть инвесторов замораживает строительство. Они готовы расторгнуть договоры из-за кризиса, а мы уже взяли кредиты на проектирование и строительство энергетических объектов под будущие доходы от подключения. Мы проделали определенную работу и теперь в итоге можем понести убытки.

— Выполнена ли запланированная на 2008 год программа ремонтов? Ведь объем ее был достаточно большой — на уровне трех миллиардов рублей.

— В ноябре ОАО МОЭСК получило так называемый паспорт готовности к прохождению осенне-зимнего максимума нагрузок. Этот документ является официальным подтверждением того, что все мероприятия по подготовке электросетевого хозяйства к зиме были выполнены в срок и в полном объеме. Готовиться к осенне-зимнему максимуму 2008/09 года мы начали еще в январе. В нынешнюю ремонтную кампанию мы вложили более четырех миллиардов рублей. На эти деньги проведен комплексный ремонт 193 подстанций мощностью 35–220 киловольт, более двух тысяч распределительных и трансформаторных подстанций 0,4–6 киловольт. Отремонтировали около 4,5 тысячи километров линий электропередачи на территории Москвы и Московской области. Продолжили расчистку просек под ЛЭП.

Кроме того, мы провели серию противоаварийных тренировок и учений по отработке взаимодействия при ликвидации технологических нарушений. Такие учения мы проводили совместно с МЧС, органами местного самоуправления, ОАО СО ЕЭС Московского РДУ.

Во время урагана и снегопада 23 ноября мы прошли первую проверку на прочность. Ветер вырывал деревья, которые при падении обрывали линии электропередачи, произошли отключения, но в течение одних суток все они были ликвидированы. Мы сработали оперативно, и наша работа получила высокую оценку со стороны руководства районов и Московской области. Это еще раз доказало, что потребители электроэнергии в регионе без электричества не останутся.

— Собирается ли МОЭСК внедрять энергосберегающие технологии?

— Строго говоря, электросетевая компания передает электрическую энергию и получает деньги за передачу. Принцип простой: чем больше передадим — тем больше заработаем. Но внедрение сберегающих технологий мы все же приветствуем. Такое наше отношение объяснимо. Во-первых, меньшие объемы нагрузки на сеть обеспечивают резерв надежности. Во-вторых, если посмотреть на вопрос по-государственному, то это ускоряет развитие нашей промышленности.

В то же время наша компания потребляет электроэнергию на собственные нужды и несет потери на ее транспортировке. Мы разработали комплекс мероприятий, выполнение которых сегодня позволяет нам в целом экономить.

— По прогнозам синоптиков в этом году ожидается суровая зима.

— Если сравнивать с тем, что было раньше, когда мы начинали, то зима 2005/06 года действительно была тяжелой. Но мы и ее прожили достойно, без серьезных сбоев. Сегодня благодаря тому, что на многих подстанциях мы установили новейшее оборудование, увеличили мощность трансформаторных подстанций и пропускную способность линий электропередачи, создали резервные схемы работы, уверен, что зима пройдет без серьезных сбоев.