Острова и капитаны

Книги
Москва, 01.06.2009
«Эксперт» №21 (659)
Самый увлекательный нон-фикшн XVIII века наконец переведен на русский

Книга «История знаменитых морских разбойников» — своего рода прародитель всех пиратских историй, от Вальтера Скотта и Стивенсона до голливудских «Пиратов Карибского моря» и новейшего произведения Бориса Акунина. Первое издание состоялось в 1724 году в Лондоне; в ближайшие годы книга выдержала еще несколько выпусков, почти каждый из которых дополнялся новыми историями. Русскоязычное издание соответствует не самому полному из вариантов, сюда не вошла часть позднейших дополнений — в противном случае к тому в пятьсот страниц пришлось бы добавить второй.

Личность автора, что называется, окутана тайной, споры на эту тему не прекращаются до сих пор. Дело в том, что исторический Чарльз Джонсон, широко известный плагиатор и, по согласному мнению современников и потомков, малоталантливый драматург, хоть и не обошел вниманием популярную тему — его перу принадлежит пьеса «Удачливый пират» по мотивам приключений капитана Эвери, — но, откровенно говоря, не очень-то владел предметом. Между тем «История» выдает доскональное знакомство автора со спецификой морского дела. Долгое время считалось, что книга написана под псевдонимом, предпринимались изыскания на соответствие личности писателя тем или иным историческим фигурам. В ХХ веке почти что одержала верх версия американского литературоведа и исследователя Джона Роберта Мура, согласно которой авторство «Истории» приписывалось Даниэлю Дефо: создатель «Робинзона» в свое время немало времени провел в море, живо интересовался биографиями морских разбойников. Тем не менее двадцать лет назад сотрудники Нью-Йоркского университета Фербанк и Оуэнс достаточно убедительно оспорили предположение Мура, практически наголову разбив его систему аргументации. Загадка книги, в частности, в том, что при многократно повторяющихся описаниях жестокости пиратов и в целом осуждающем тоне рассказчика местами создается ощущение сочувствия автора своим персонажам, нередки разоблачительные выпады начет системы общественных отношений, толкающих моряков на этот кровавый промысел. Вдобавок осведомленность капитана Джонсона относительно некоторых коллизий, прямо или косвенно подтверждающаяся параллельными источниками, навела исследователей на мысль, что автор, по всей вероятности, был очевидцем по крайней мере некоторых из описываемых событий.

Так появилась версия, что под псевдонимом капитан Джонсон скрылся не журналист и литератор Дефо, но бывший корсар, пусть и обладающий весьма неплохим образованием. Подтверждением тому экскурсы в античную историю, а также сведения политического и экономического характера, которыми автор оперирует вполне свободно. Впрочем, из самой «Истории» явствует, что капитанами пиратских кораблей зачастую становились люди далеко не самого низкого происхождения, в том числе офицеры военно-морского флота, торговцы и так далее; это даже если забыть о капитане Френсисе Дрейке, грабившем испанцев с благословения самой королевы.

Капитан Джонсон о Дрейке не пишет; зато рассказывает о таких известных по приключенческой класси

У партнеров

    «Эксперт»
    №21 (659) 1 июня 2009
    Конкурс русских инноваций
    Содержание:
    Мы не забыли о творчестве

    В Центральном доме ученых 28–29 мая прошли Дни русских инноваций. Во второй день были вручены традиционные призы Конкурса русских инноваций, который наш журнал проводит уже восьмой год подряд

    Обзор почты
    Реклама