В едином пространстве

Сергей Василенко
15 июня 2009, 00:00

Тверская область по многим параметрам отличается от соседей в Центральном федеральном округе, но ее основное преимущество — политика, ориентированная на поддержку самых передовых начинаний, считает генеральный директор ОАО «ЦентрТелеком» Ваагн Мартиросян

— Как вам удается результативно работать в Тверской области, где нет больших инвестиционных потоков? К примеру, в Калужской области вы работаете с крупными зарубежными инвесторами, которые в состоянии оплатить телекоммуникационные услуги самого высокого уровня.

— В Тверской области замечательный, современный губернатор. Когда встречались с Дмитрием Зелениным, «ЦентрТелеком» предложил администрации области реализовать ряд телекоммуникационных проектов, которые бы способствовали большей открытости органов государственного управления в регионе, развитию бизнеса, повышению качества жизни граждан. В ответ губернатор перечислил в три раза больше проектов, которые могли быть реализованы нашими совместными усилиями.

Конечно, условия развития бизнеса в регионах Центрального федерального округа России достаточно сильно отличаются друг от друга. Но это не говорит о том, что в Тверской области, например, потенциал роста ниже, чем в Калужской. Просто в Твери принципиально другие географические, исторические, экономические предпосылки формирования реалий современного рынка. Например, с точки зрения нашей компании, Тверская область значительно более сложный регион для развития телекоммуникационных систем. Во-первых, ее территория превышает многие другие регионы ЦФО, а значит, и расстояния между населенными пунктами здесь больше. Во-вторых, значительная часть области покрыта лесами и заболочена. А значит, нам необходимо применять в Твери нестандартные схемы — по сравнению с другими регионами нашего присутствия — организации сети связи. И мы постоянно работаем над созданием в этом регионе высокотехнологичной инфраструктуры телекоммуникаций. Ведь это одно из необходимых условий и развития бизнеса, и обеспечения жителей региона надежной и доступной связью с современным миром. Яркий тому пример — телефонизация зоны озера Селигер.

Надо сказать, что руководство области поддерживает нас в нашей работе. У «ЦентрТелекома» подписано соглашение с областной администрацией о сотрудничестве в сфере развития телекоммуникаций. Мы строим виртуальные частные сети для нужд органов власти. Например, сегодня мы создаем телекоммуникационную инфраструктуру, которая объединит 362 администрации сельских поселений области в единую информационную систему, обеспечиваем современную систему связи для областных подразделений МЧС, гарантируем доступ в интернет ученикам тверских школ. Губернатор поблагодарил «ЦентрТелеком» после завершения компанией реализации национального проекта «Образование» в части подключения школ области к интернету. А в 2009 году мы были признаны победителем в тендере администрации на создание виртуальной частной сети (VPN) с высокой пропускной способностью, объединяющей 160 так называемых базовых школ региона в единое виртуальное пространство. Этот проект мы сейчас реализуем.

Для нас очень важно, что администрация региона заинтересована в развитии интеллектуального потенциала граждан, повышении квалификации трудовых ресурсов, создании оптимальных условий для жизни населения. В Тверской области сегодня развиваются крайне интересные, актуальные проекты по созданию инфраструктуры телекоммуникаций для сферы культуры, медицинских учреждений. Так, в 2009 году мы завершили внедрение единой информационной системы в Тверской областной клинической больнице.

Сегодня «ЦентрТелеком» планирует принять участие в тендере на создание сети обмена информацией для офисов врачей местной практики и региональных больниц, что позволит специалистам проводить удаленные консультации и консилиумы, организовывать дистанционное обучение и переподготовку медицинского персонала. Развитие телемедицинских услуг предусмотрено в долгосрочной целевой программе «Электронная Тверская область на 2009–2011 годы», разработанной региональным департаментом транспорта и связи. Если мы победим в тендере, проект будет реализован с использованием самых современных возможностей создаваемой сегодня региональной магистральной мультисервисной сети тверского филиала ОАО «ЦентрТелеком».

Кроме того, в Тверской области появляются бизнес-парки, которые привлекательны для создания в ближайшем будущем крупных промышленных структур. Мы в свою очередь уже сегодня имеем все необходимые ресурсы для обеспечения регионального бизнеса самым широким спектром современных телекоммуникационных услуг. И я уверен, что уже очень скоро экономика региона выйдет на новый этап развития, опираясь в том числе и на современную телекоммуникационную сеть «ЦентрТелекома».

— Насколько остро стоит в Тверской области проблема телефонизации сельских населенных пунктов?

— Как я уже говорил, Тверская область по площади одна из самых больших из центральных регионов России — 84 тысячи квадратных километров. Но плотность населения там значительно ниже, чем в других областях ЦФО. Характеру расселения здесь способствовали в первую очередь особенности ландшафта, которые и сегодня определяют возможности формирования телекоммуникационной инфраструктуры.

Надо отметить, что в рамках внедрения механизма универсального обслуживания проблема телефонизации сельских населенных пунктов сегодня решена во всех регионах Центра России. В целом за два года реализации проекта «ЦентрТелеком» установил более 55 тысяч таксофонов, из которых 8120 — в Тверской области. Фактически с конца 2008 года мы можем утверждать, что в Центральной части России нет проблемы доступа к современным услугам телефонной связи.

— С какими трудностями вы сталкиваетесь в вашей повседневной деятельности в крупных городах ЦФО?

— Пожалуй, одна из основных трудностей при строительстве объектов телекоммуникаций — получение всех необходимых согласований. Например, после приватизации земли и объектов недвижимости мы часто не можем прокладывать линии связи там, где это было бы наиболее целесообразно. Бывает так, что после приобретения земли к нам обращаются ее новые хозяева и требуют убрать кабель, проложенный несколько десятилетий назад, или заплатить за его эксплуатацию. Вопросы землепользования очень сдерживают новое строительство. При подключении к другим инфраструктурным сетям тоже не все бывает идеально — необходимы согласования с энергетиками, когда мощностей не хватает, а получить дополнительные достаточно сложно.

Мы стараемся сотрудничать с региональными и муниципальными властями при решении подобных вопросов. Где-то получается лучше, где-то хуже, но в целом удается решать проблемы. И хотя все это серьезно замедляет нашу работу, мы считаем традиционные рабочие трудности неотъемлемой частью деятельности любого крупного оператора связи.

- «ЦентрТелеком» в последние три года активно участвовал в национальном проекте «Образование», во внедрении механизма универсального обслуживания. Какие социальные программы вы реализуете сейчас?

— Масштабных общегосударственных проектов у нас сейчас нет. Но в различных филиалах продолжается работа по уже завершенным проектам, что было инициировано региональными органами власти. В Твери, например, как я уже говорил, мы строим VPN-сеть для 160 базовых образовательных учреждений.

Сегодня мы занимаемся обслуживанием созданной в рамках нацпроектов инфраструктуры связи, заключением необходимых дополнительных договоров, согласованием дальнейших действий с администрациями регионов. Ведь тот же национальный проект «Образование» с подключением последней школы к интернету для «ЦентрТелекома» не завершился. Сегодня мы продолжаем работать уже с конкретными образовательными учреждениями. И там возникает масса рабочих вопросов.

Конечно, многие развитые страны последовали примеру России и сейчас стали подключать национальные образовательные учреждения к интернету в рамках государственных целевых программ. Для нашей страны это был действительно достойнейший проект, значение которого для будущих поколений россиян сложно переоценить. Но наблюдая текущую ситуацию с обеспечением наших школьников доступом в глобальную сеть, могу сказать, что без государственного контроля соответствующей части нацпроекта он не был бы реализован никогда. Причем не по вине операторов связи.

«ЦентрТелеком» в настоящее время активно участвует в создании инфраструктуры связи в рамках развития новой паспортно-визовой системы в регионах ЦФО. Это, конечно, не социальный проект в полном понимании этого слова. Но косвенно тоже несет социальную нагрузку. Ведь все подобные федеральные программы — создание электронного правительства, внедрение телемедицины и многие другие — улучшают систему государственного управления, делают государство более прозрачным и доступным для жителей нашей страны. А все вместе это повышает качество жизни граждан России.

— В связи с кризисом изменились ли доли компании на рынках местной и внутризоновой связи, доступа в интернет, кабельного телевидения, передачи данных?

— Да, они незначительно изменились, но это не последствия кризиса. Скорее это связано с конкуренцией. В условиях обострения конкурентной ситуации в различных сегментах телекоммуникационного рынка мы сохраняем ведущие позиции. «ЦентрТелеком» занимает по итогам 2008 года более 81процента рынка местной связи, более 91 процента рынка внутризоновой связи и чуть больше 45 процентов рынка доступа в интернет* в ЦФО России. При этом мы пятый оператор доступа в интернет в России по количеству абонентов. Думаю, имеем все ресурсы, чтобы в ближайшие годы стать третьими или даже вторыми.

Компания непрерывно развивается. Мы продолжаем проводить ряд масштабных программ, направленных на реформирование бизнес-процессов в сфере продаж и послепродажного обслуживания, на использование новых технологических решений и оптимизацию численности персонала, на внедрение передовых информационных технологий в повседневную практику управления и множество других. Их результаты видны сегодня даже невооруженным глазом: это и рост производительности труда, и расширение возможностей компании по привлечению молодых, перспективных профессионалов на интересную и высокооплачиваемую работу, и значительное расширение системы оплаты услуг связи, что принципиально важно для наших пользователей. Кроме того, за последний год изменились как модель управления филиальной сетью, так и система координации унифицированных процессов предоставления услуг в регионах присутствия компании. В 2008 году мы стали активно использовать ресурсы объединенной межрегиональной сети передачи данных, равной которой по техническим характеристикам в ЦФО нет, завершили проекты по внедрению системы управления предприятием Oracle E-Business Suite и биллинговой системы АСР «Старт». Все это повышает прозрачность осуществления управленческих функций, ведения бухгалтерского учета, проведения расчетов с пользователями услуг связи компании.

То есть сегодня мы шаг за шагом трансформируемся в современного, устойчивого, гибкого оператора связи. Оператора, который ориентирован на максимально полное удовлетворение пользовательского спроса в современных услугах связи. И лучшим подтверждением сказанного, по нашему мнению, является стабильный рост доходов и по итогам 2008 года, и в текущем году. В первую очередь за счет поступлений от услуг местной телефонной связи, внутризоновой связи, передачи данных и доступа в интернет.

Интервью взял Сергей Василенко