Взаимное облегчение

Влас Рязанов
кандидат географических наук
9 ноября 2009, 00:00

Долгосрочный контракт на поставку алюминия в Китай позволит «Русалу» укрепиться на перспективном рынке сбыта и компенсировать снижение спроса традиционных потребителей. Для Китая же это способ уменьшить дефицит металла на внутреннем рынке

В начале ноября было подписано долгосрочное соглашение о поставках алюминия между «Российским алюминием» и китайским государственным холдингом Norinco. Согласно контракту, «Русал» поставит в Китай 1,68 млн тонн алюминия в течение 2010–2016 годов, то есть по 240 тыс. тонн в год. Для российской компании, годовое производство которой составляет 4,4 млн тонн, это весьма существенные объемы. Для Китая четверть миллиона тонн алюминия — всего 2% годовой потребности, которая к тому же постоянно растет. Тем не менее заинтересованность в сделке у китайцев была едва ли не большей, чем у «Русала».

Китай, не имея ни сырья, ни дешевой электроэнергии, всего за полтора десятилетия стал крупнейшим производителем алюминия в мире. Еще несколько лет назад руководство «Русала» называло развитие алюминиевой индустрии в Китае главной причиной снижения рентабельности традиционных поставщиков (см. «После толлинга. После биржи», «Эксперт» № 47 за 2005 год), а сам Китай — своим главным конкурентом в борьбе за сырье для алюминиевого производства. И вот все изменилось. Китай открывает ворота на свой рынок, а для «Русала» эта страна, видимо, превращается из конкурента в партнера.

Надорвались

Расклад на мировом рынке начал меняться, когда стало ясно, что спрос на алюминий со стороны машиностроения, строительной и упаковочной индустрии в Китае существенно превышает рост его производства. Чтобы стимулировать алюминщиков в первую очередь удовлетворять нужды собственной экономики, правительство КНР еще в конце 2006 года ввело экспортную пошлину на алюминий в размере 15%. В результате вывоз металла из страны за два года сократился с 1,2 до 0,8 млн тонн, а с начала этого года уже в Китай было ввезено 1,4 млн тонн первичного алюминия и не меньшее количество алюминиевого лома. Об экспансии Китая на рынок международной торговли алюминием, когда-то всерьез обсуждавшейся, по-видимому, можно забыть надолго. Впрочем, отказываться от развития собственной алюминиевой индустрии Китай пока не намерен: несмотря на экономический кризис, выпуск этого металла в стране продолжает увеличиваться и в текущем году, хотя темпы роста сильно замедлились. Главный ограничитель выпуска алюминия в Китае — электроэнергия, дефицит которой уже сейчас сильно тормозит развитие всей тяжелой индустрии и увеличивает себестоимость ее продукции. Кроме того, китайский алюминпром сильно раздроблен, а мощности большинства заводов не превышают 200 тыс. тонн (для сравнения: российские БрАЗ и КрАЗ выплавляют ежегодно почти по миллиону тонн).

Видимо, именно эти факторы заставили Norinco, государственный холдинг-конгломерат, занимающийся выпуском автомобилей, строительством и производством вооружений, сделать выбор в пользу российского сырья, производимого на дешевой электроэнергии сибирских ГЭС. Более того, по неофициальной информации Norinco, китайская компания готова даже заплатить «Русалу» за все 1,68 млн тонн алюминия прямо сейчас исходя из текущих биржевых котировок (российская сторона условия сделки не раскрывает).

Ставка на лидера

Для самого «Русала» переход к долгосрочным контрактам с конечными потребителями уже давно является частью стратегии развития бизнеса. Сейчас большую часть производимого алюминия компания реализует именно по таким контрактам, минуя посредников. На то есть объективные причины: алюминий уже не такой дорогой, как десять лет назад (см. график), и для успешной работы в отрасли необходимо выстраивать долгосрочные отношения с основными клиентами. Из-за экономического кризиса многие традиционные сектора потребления алюминия на Западе, в частности строительство и авиапром, резко снизили спрос на это сырье, и его быстрого восстановления не ожидается. Например, Boeing за три квартала этого года получил только 181 заказ на новые авиалайнеры, тогда как в докризисном 2007 году — 870.

Неудивительно, что при таком состоянии традиционных потребителей поставщики алюминия решили обратить внимание на китайский рынок, продолжающий быстро расти даже в кризис. В структуре продаж «Русала» основной объем сейчас приходится на Европу и Северную Америку, доля Китая пока невелика и составляет всего 5%. За счет нынешней сделки «Русал» планирует удвоить этот показатель. Главная цель — закрепиться на важнейшем рынке, где активно присутствуют уже все основные мировые поставщики алюминия, а Rio Tinto Alcan даже имеет долю в крупнейшем в стране заводе в городе Цинтунся.

Можно, конечно, посетовать на то, что наш алюминий будет использоваться в Китае для развития высокотехнологичных отраслей: выпуска самолетов, автомобилей, военных разработок — всего того, с чем имеются большие проблемы у самой российской промышленности. Однако такова экономическая реальность, и адаптация к ней — лучший способ сохранить шансы на будущее развитие.