Деканы рекомендуют

23 ноября 2009, 00:00

Высшая школа менеджмента (ВШМ) СПбГУ второй год подряд становится бизнес-школой номер один в России по версии рейтинга Eduniversal, в котором оценивается уровень подготовки в тысяче школ мира. Из 13 российских заведений, вошедших в этот рейтинг, в одну категорию с ВШМ («Школы международного уровня») попали еще три. Это Высшая школа бизнеса МГУ, МИРБИС и Санкт-Петербургский международный институт менеджмента.

Более того, в 2009 году ВШМ прорвалась в тройку самых авторитетных в Восточной Европе. Питерской Высшей школе менеджмента осталось подняться всего на одну ступень, чтобы попасть в высшую лигу рейтинга Eduniversal («Школы мирового уровня»), куда входят Гарвард, Стэнфорд, Беркли и другие гранды бизнес-образования.

Успех ВШМ СПбГУ концептуален. ВШМ, основанная в 1993 году, 16 лет стремилась к тому, чтобы основой ее конкурентоспособности стала академическая составляющая обучения. Вопрос не только в том, что школа целенаправленно и упорно работала над аккредитацией своих программ на международном уровне, хотя и это серьезное достижение. Скажем, шумно претендующая на лидерство на рынке отечественного бизнес-образования школа «Сколково» пока не имеет международной аккредитации своей программы Full-time MBA.

В ВШМ полагают: выдающаяся бизнес-школа должна быть генератором нового знания в области управления. Причем не только прикладного, но и фундаментального. Здесь создают условия для того, чтобы преподаватели вовлекались в научные исследования и создавали научные школы.

В России же пока весьма распространен миф, что бизнес-школа не университет, она-де должна опираться исключительно на кадры, имеющие опыт ведения бизнеса и менеджмента, способные научить решать кейсы. Но, по словам декана ВШМ Валерия Катькало, в бизнес-школы люди идут для того, чтобы выйти на новый уровень принятия управленческих решений. А эта цель не может быть достигнута только на основе анализа чьего-то личного опыта, обобщения нескольких частных случаев. «Любая школа будет биться за то, чтобы в ее составе были лучшие ученые, вплоть до лауреатов Нобелевской премии», — уверен Катькало. А нобелевские лауреаты не станут сотрудничать со школой, которой не удалось создать адекватную научную атмосферу.

В отличие от других известных рейтингов, где на итоговую оценку уровня школы может влиять мнение работодателей или ее выпускников либо уровень зарплат выпускников, в Eduniversal решающее значение имеет оценка академическим сообществом качества программ обучения. Отбор школ для участия в рейтинге осуществляет Международный ученый совет Eduniversal, куда входят девять независимых экспертов и представитель Академического совета ООН. Группируются школы по значимости на рынке образовательных услуг с учетом таких критериев, как международная аккредитация программ авторитетными международными ассоциациями бизнес-школ, членство в международных академических ассоциациях, партнерство в развитии программ обучения на местном и международном уровне, число упоминаний в СМИ и на сайтах, признанных в сфере высшего образования.

Наконец, последний этап рейтингования — голосование деканов всей тысячи школ. Отдавая свой голос за то или иное учебное заведение, они отвечают на вопрос: «Какие бизнес-школы вы бы в первую очередь порекомендовали желающему получить образование в данной стране?»