Жидкокристаллические войны

Марк Завадский
23 ноября 2009, 00:00

Японские компании не способны противостоять южнокорейским и китайским в ценовой конкуренции, а потому пытаются взять свое в войне патентов

Американская Комиссия по международной торговле присудила победу японской корпорации Sharp в ее споре с южнокорейской Samsung Electronics. Представители Sharp утверждали, что продукция Samsung, продающаяся в США, нарушает четыре патента японской компании в области жидкокристаллических телевизоров и мониторов. Речь шла о технологиях, повышающих качество передаваемого сигнала.

Согласно законодательству США, теперь слово за президентом, который может утвердить или отменить решение комиссии, если сочтет, что запрет на продажу южнокорейской продукции «нарушит интересы американских потребителей». В самой комиссии утверждают, что интересам простых американцев ничто не угрожает, поскольку помимо Samsung на американский рынок такую же продукцию поставляют и другие компании.

Будущее за подсветкой

И Sharp, и Samsung уже прокомментировали решение комиссии. В Sharp вполне предсказуемо выразили удовлетворение вердиктом, в Samsung же пообещали подать апелляцию и заявили, что в любом случае запрет не скажется на поставках продукции компании в США — у южнокорейского производителя есть технологии, которые позволяют производить LCD-мониторы, заведомо не нарушая авторских прав Sharp. В любом случае запрет вряд ли вступит в силу до рождественских распродаж: по американскому законодательству у Барака Обамы есть 60 дней на то, чтобы принять окончательное решение.

Американский рынок крайне важен для обеих компаний, которые по праву считаются одними из крупнейших игроков на мировом LCD-рынке. Samsung вообще является мировым лидером с долей 18,4%, Sharp же на четвертом месте с 6,4%. В США дела пока тоже идут лучше у южнокорейской компании: здесь ее доля в третьем квартале 2009 года доходила до 16,8% (первое место на рынке) по сравнению с 5% у японцев. Очевидно, что в Sharp надеются с помощью запрета на импорт ряда наименований продукции Samsung улучшить свои рыночные позиции в США.

Большинство экспертов полагают, что запрет, даже если он вступит в силу, серьезно не скажется ни на позициях Samsung в мире, ни на доле компании на американском рынке. «Наверняка в Samsung уже придумали, как обойти патенты Sharp, подобные ситуации на этом рынке возникают постоянно», — полагает аналитик Woori Securitites Парк Янг.

Более того, в последний год южнокорейская компания делает ставку на более современную технологию — LED LCD (жидкокристаллические телевизоры и мониторы со специальной системой подсветки), где Samsung считается непререкаемым лидером. По данным американской исследовательской компании NPD, на долю Samsung приходится более 90% мирового рынка этой продукции. В абсолютных цифрах это пока не так много: в 2009 году компания надеется продать около 1 млн таких телевизоров (при общих продажах 40 млн LCD-телевизоров), но в 2010-м они планируют довести объемы продаж LED LCD уже до 10 миллионов.

Ставка Samsung на новую технологию и прогнозы быстрого роста этого сегмента вполне оправданны. По данным исследовательской компании ISupply, только за третий квартал этого года доля продаж LED LCD в США выросла в два раза — с 2 до 4% от всех проданных жидкокристаллических телевизоров.

Война продолжится

Производители LCD-мониторов и телевизоров регулярно судятся друг с другом — в различных инстанциях и с переменным успехом. Тот же Samsung фигурирует по меньшей мере в пяти из последних 30 дел, рассмотренных Комиссией США по международной торговле, причем не только в качестве ответчика, но и как истец.

Так, в архиве, размещенном на официальном сайте комиссии, можно найти, например, иск Samsung к Sharp по схожему поводу — нарушение патента при производстве LCD-мониторов, продающихся на американском рынке. В июне текущего года этот иск был частично удовлетворен: японской компании запретили ввозить продукцию, нарушающую права Samsung. Так что в каком-то смысле последнее решение в пользу Sharp можно считать восстановлением баланса.

Нередко подобные споры заканчиваются договоренностью о совместном использовании лицензии, но Sharp и Samsung, кажется, решили идти до конца. По крайней мере, представители южнокорейского гиганта уверяют, что переговоров по этому поводу вести не собираются.

Очевидно, что в ближайшие годы мы станем свидетелями новых конфликтов по поводу нарушения патентов, причем среди ответчиков будет все больше китайских компаний. За последние два года Китай серьезно упрочил свои позиции на рынке LCD-мониторов и телевизоров и теперь всерьез угрожает лидерству Южной Кореи, Японии и Тайваня.

Так, в третьем квартале 2009 года, по данным исследовательской компании DisplaySearch, доля китайских производителей достигла 21,4% мирового рынка LCD-продукции, по сравнению с 16,4% во втором квартале. Доля же японских компаний за последний год уменьшилась с 40 до 34%. Понятно, что японцам очень трудно соперничать с корейцами, а тем более с китайцами в ценовой конкуренции, поэтому на развитых рынках они будут все тщательнее отслеживать нарушения патентного права. А учитывая, насколько легкомысленно в Китае относятся к чужой интеллектуальной собственности, такие нарушения, безусловно, будут.

Пекин