Магазин с доставкой на дом

Русский бизнес
Москва, 30.11.2009
«Эксперт» №46 (683)
Вопреки кризису российский рынок интернет-продаж сохраняет двузначные темпы роста. Однако ожидать крупных инвестиций в этот сектор торговли пока рано

«Я теперь все покупаю через интернет» — такую фразу сегодня можно услышать не только от людей, постоянно «живущих в Сети», но и в прошлом заядлых шопоголиков, для которых хождение по магазинам — развлечение или антистрессовая терапия. В кризис ряды покупателей товаров через интернет резко пополнились. И в нынешнем году этот рынок вырастет, по оценкам интернет-ритейлеров, на 30%. Эксперты Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ) настроены еще оптимистичнее и ожидают роста интернет-продаж без учета электронных платежей аж на 70%.

Эффект замещения

Участники рынка интернет-торговли благодарны кризису, поскольку именно он заставил покупателей обратить внимание на преимущества интернет-продаж: низкие цены плюс экономия времени. «Не надо толкаться в магазинах, стоять в пробках. Практически любой товар можно найти и заказать, сидя за компьютером», — говорит менеджер по связям с общественностью OZON.ru Михаил Осин. Что касается цен, то они благодаря сокращению длины сбытовой цепочки от производителя до конечного покупателя, как правило, на 15–20% ниже, чем в обычных магазинах. «Если в классическом ритейле в цене товара учтена стоимость аренды площадей и есть большие затраты на персонал, то в интернет-магазинах таких затрат нет, при этом они напрямую работают с поставщиками и покупателями, что исключает интересы посредников», — комментирует исполнительный директор НАУЭТ Антон Никольский. Основная статья расходов онлайн-торговцев — логистика, включающая в себя склады, транспортные перевозки, услуги курьеров. В зависимости от масштаба и специализации магазина на логистику приходится от 40 до 60% всех издержек.

Впрочем, даже в условиях кризиса и сокращения доходов населения фактор цены не всегда имеет решающее значение для интернет-покупателя — он готов поступиться совсем низкой ценой, лишь бы получить гарантию качества и надежности товара. Эксперт iKS-Consulting Елена Крылова связывает спрос на услуги интернет-торговцев и с увеличением количества лояльных покупателей. Так, по ее оценкам, в прошлом году объем онлайновых продаж составил 1,4% от всего оборота розничной торговли, а в этом году показатель может измениться, соответственно, на 1,8% (для сравнения: в США продажи через Сеть в 2008 году составили 8%, а в Великобритании — более 15%).

Рост числа лояльных покупателей в первую очередь связан с всевозрастающей ролью интернета в России, аудитория которого в течение нескольких лет подряд увеличивалась на 30%. По оценкам руководителя проекта «Мир интернета» фонда «Общественное мнение» Павла Лебедева, полугодовая аудитория интернета старше 18 лет в нашей стране достигла 39,9 миллиона. Это 35% населения страны и на 18,3% выше уровня прошлого года. Прирост же активных интернет-пользователей в годовом сопоставлении составил 34,1% (5,4 млн человек). «Данные свидетельствуют об интенсивном пользовании интернетом людьми, уже включенными во Всемирную паутину, тогда как привлечение новых пользователей происходит не так активно», — резюмирует Лебе

У партнеров

    «Эксперт»
    №46 (683) 30 ноября 2009
    Алюминий
    Содержание:
    Солнце встает на востоке

    Полноценное присутствие на емком и динамично развивающемся азиатском рынке жизненно важно для «Русала», чтобы сохранить свою долю на мировом алюминиевом рынке. Контракты с местными потребителями и IPO на бирже Гонконга позволят приучить местный бизнес к тому, что на его территории появился новый крупный игрок со своими интересами

    Повестка дня
    Спецвыпуск
    Спецвыпуск
    Экономика и финансы
    На улице Правды
    Реклама