Просто мы тут живем

Русский бизнес
Москва, 30.08.2010
«Эксперт» №34 (718)
Опыт создания столичного ТСЖ «Панфилат» показывает, что для наведения порядка в ЖКХ необходимо конструктивное желание жильцов противостоять натиску посредников в этой отрасли и контролировать расходы на жилищно-коммунальные услуги

В Москве участились скандалы, связанные с эксплуатацией многоквартирных домов. Недавно выяснилось, что во многих домах вопреки желанию собственников квартир созданы фиктивные товарищества собственников жилья (ТСЖ), номинальными председателями которых числятся чиновники управ либо коммунальщики из государственных учреждений инженерных служб (ГУИС). Стихийно возникшие инициативные группы граждан, испугавшихся финансовых махинаций с квартплатой, стали обращаться в суды с исками о ликвидации таких структур.

Конфликты в сфере жилищно-коммунальных услуг возникают неслучайно. До недавнего времени граждане не спешили объединяться в товарищества собственников жилья: по экспертным оценкам, сегодня в управлении ТСЖ находится менее 7% жилого фонда страны. Этим обстоятельством не преминули воспользоваться чиновники. Фактически рынок ЖКУ был поделен между муниципальными жилищно-коммунальными предприятиями и созданными на их базе частными управляющими компаниями (УК). Многие из таких компаний прямо или косвенно контролируются муниципальными клерками, по сути являясь приватизированными ДЕЗами (дирекциями единого заказчика) и РЭУ (ремонтно-эксплуатационными управлениями). Кроме того, в некоторых регионах чиновниками жилкомхоза были предприняты попытки создания фиктивных ТСЖ с целью передачи контрактов на обслуживание домов дружественным структурам.

Повышенный интерес к обслуживанию многоквартирного жилого фонда легко объясним. Сегодня управляющие компании, будь то муниципальный ДЕЗ либо частный подрядчик, и ТСЖ имеют право не только привлекать любых субподрядчиков, но и аккумулировать на своих счетах все денежные потоки жителей домов. То есть плату за энергоресурсы, содержание и ремонт жилого фонда. По закону именно УК и ТСЖ, а вовсе не теплосети и водоканалы выступают непосредственными исполнителями жилищно-коммунальных услуг. Более того, УК и ТСЖ имеют доступ не только к деньгам жителей, но и к бюджетным субсидиям. Например, в Москве ежегодно выделяется около 22 млрд рублей в виде субсидий на содержание и ремонт жилья (покрывают почти половину тарифа).

Предпосылки для масштабного передела локальных рынков ЖКУ (как правило, география бизнеса одной УК ограничивается одним районом города) были созданы Жилищным кодексом, принятым в 2006 году. Этот документ позволил жителям многоквартирных домов управлять своим жильем самостоятельно (что на практике почти невозможно) или нанимать УК (муниципальные или частные) решением общего собрания (без создания ТСЖ). Большинство граждан воспользовались этой пассивной схемой управления.

Такой механизм стал почвой для многочисленных злоупотреблений. Так, по информации Федеральной антимонопольной службы, в 2009 году было cфальсифицировано около 95% протоколов общих собраний собственников жилья в многоквартирных домах, от лица которых впоследствии были заключены контракты на управление многоквартирными домами с УК. Этому не приходится удивляться, учитывая индифферентное отношение большинства граждан к процессам, происходящим в сфе

Новости партнеров

«Эксперт»
№34 (718) 30 августа 2010
Рынок банковских вкладов
Содержание:
Бегом за вкладчиком

Поддержание высоких депозитных ставок делает банки заложниками рискованных бизнес-моделей

Экономика и финансы
Наука и технологии
На улице Правды
Реклама