Один за всех

Экономика и финансы
Москва, 04.10.2010
«Эксперт» №39 (723)
Первому в России финансовому омбудсмену — депутату Павлу Медведеву — придется решать проблемы, которые должны были бы решать действующие государственные структуры.

В конце сентября шесть банков: Райффайзенбанк, ХКФ-банк, ОТП-банк, ДжиИ Мани Банк, НБ «Траст» и Юниаструм-банк — подписали соглашение об общественном примирителе, или финансовом омбудсмене. Еще два банка, один из которых — крупный столичный, готовы подписать документ на днях. К пулу собираются присоединиться ломбарды. Цена вопроса, который будет компетентен решать российский финансовый омбудсмен, ограничена 300 тыс. рублей. Решение примирителя станет обязательным к исполнению для банков, подписавших этот общественный договор. Еще 2 сентября была обнародована персона первого российского омбудсмена — им стал депутат Госдумы Павел Медведев, чей безусловный личный авторитет подтверждают и банкиры, и граждане, и чиновники.

Задача нового института — внесудебное, путем переговоров, решение споров между банками и гражданами; как выразился один из аналитиков, «не только по закону, но и по справедливости». Инициатором его создания выступила Ассоциация российских банков (АРБ), вынашивавшая идею еще с 2004 года. При этом, утверждают в АРБ, стать участниками общественного института могут любые банки, в том числе не являющиеся членами ни данной ассоциации, ни каких-либо иных. За образец взята германская модель, предусматривающая негосударственный формат этой структуры, а также бесплатность услуг примирителя для граждан.

Идея во многом благая. Кризис ударил по кошелькам многих граждан так, что часть из них оказались не в состоянии обслуживать взятые в банках кредиты. По данным Банка России, на 1 августа этого года объем просроченной задолженности физлиц перед банками составил 10,8 млрд рублей. Это практически вдвое больше, чем на 1 января уже кризисного 2009 года (5,6 млрд). Статистики судебных исков банков к заемщикам нет, но в подобного рода разбирательствах сегодня вынужден участвовать едва ли не каждый российский банк. Некоторым заемщикам, чтобы восстановить платежеспособность, требуется просто-напросто небольшая передышка, но банки, как показывает практика, далеко не всегда готовы вникать в жизненные обстоятельства своих клиентов. Между тем судебные решения, принятые в пользу банков, могут означать для значительной части ипотечных, например, заемщиков потерю самого насущного — крыши над головой. Заставить обе стороны кредитного договора вступить в конструктивный диалог и призван финансовый омбудсмен.

Тем более что по факту Павел Медведев именно этим и занимается уже почти двадцать лет. Особенно тяжелым, по его признанию, был период с февраля по май 2009 года, когда к нему как к депутату поступили сотни обращений заемщиков. «В основном это женщины, и это еще раз подтверждает тезис, что именно они являются самой дисциплинированной и ответственной частью общества, — рассказывает Медведев. — Описывают ситуацию — кошмар полный: только что родился ребенок, потеря работы, теперь грозит и потеря крыши над головой, а возможно, и разрушение семьи. Первая задача в такой ситуации — перевести общий катастрофизм в разумную просьбу. Потом связываюсь с банками, объясняю:

У партнеров

    «Эксперт»
    №39 (723) 4 октября 2010
    Москва после Лужкова
    Содержание:
    Город не для жизни

    Стратегия развития Москвы при Лужкове была нацелена на извлечение из города максимальной прибыли чиновниками и приближенным к ним бизнесом. Клановость, волюнтаризм, чудовищная неэффективность и коррупция — характерные черты московского капитализма

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Спецвыпуск
    На улице Правды
    Реклама