Парижские степи

Культура
Москва, 06.12.2010
«Эксперт» №48 (732)
В галерее «Проун» стартует выставочный проект, посвященный Павлу Кузнецову — русскому художнику-символисту, который открыл публике красоту азиатской степи

Архив пресс-службы

Как бы тесно биография Павла Кузнецова ни была связана с такими знаменитыми художественными объединениями начала XX века, как «Голубая роза» и «Мир искусства», его имя ассоциируется не с ними, а со степью. Потому что именно там он нашел свой собственный мир и первым в русской живописи открыл Восток не как собрание экзотических сюжетов или познавательной этнографии, а как источник нового языка. Про это и выставка «Павел Кузнецов. Путешествие в Азию».

Саратов и «Розы»

Кузнецов не открыл Восток в искусстве. Искусство прекрасно знало увлечение восточной экзотикой и раньше. Игры в «шинуазри» и «тюркери» добавили пряного привкуса искусству XVIII века. Но даже если игра велась всерьез (памятниками этой серьезности остались «китайские» дворцы и павильоны в Сан-Суси, Ораниенбауме и Царском Селе), она никак не меняла сам способ видеть и изображать, саму оптику искусства. Китайские загогулины легко вписывались в кудрявые завитки рокайля, фарфоровые болванчики и шелковые обои — в убранство будуаров, а потешные усатые коротышки в шляпах-конусах — в компанию пастушков и пастушек. Энгр писал одалисок так, что, если бы не тюрбаны и разостланные под их шикарными телами дамасские ткани, нельзя было бы и заподозрить, что перед нами не ожившие статуи олимпийских богинь. Верещагин пишет Балканы так же, как Среднюю Азию, Среднюю Азию — как Индию, и все эти земли вместе так же, как передвижники, с которыми он вместе выставлялся, — российскую провинцию. То был Восток, оттеняющий своей экзотикой Запад. Восток как источник образов и тем, но не более того.

Павел Кузнецов первоначально принадлежал тому же художественному миру, что и Виктор Борисов-Мусатов, писавший в 1900-е годы напоминающие гобелены полотна, на которых, как тени былых времен, проступали очертания дам в кринолинах, задумчиво расположившихся возле усадебного пруда. В Саратове, где родились и Кузнецов, и Борисов-Мусатов, художники, объединенные поэзией тайны и выведенных на поверхности бытия мистических знаков, устроили выставку «Алая роза». Она стала прообразом другой «розы» — «Голубой», объединившей на несколько лет Кузнецова, Мусатова, Сапунова, Судейкина, Крымова, Сарьяна и других художников. Вместе они участвовали и в выставках, которые устраивал журнал «Золотое руно», и в дягилевской выставке современного русского искусства в Париже 1906 года, и в выставке «Мира искусства» в 1910 году.

Путь на Восток

Дягилев взял тогда с собой в Париж Ларионова, Судейкина и Кузнецова. Там Кузнецов увидел большую (более двухсот работ) ретроспективу Гогена. В живописи Гогена он обнаружил не только не тронутый цивилизацией гармоничный мир людей, живущих в ладу с собой и природой. Он увидел, что способ, которым отражена эта гармония, имманентен самому этому миру. Язык Гогена заключает в себе линии, ритм, пластику, благодаря которым понятно, как в его нездешнем мире светит солнце, как течет время, как не похожи мысли и чувства туземцев на те, что владеют нами. Гоген не пишет глубокого пространства и не разлагает солнечный с

У партнеров

    «Эксперт»
    №48 (732) 6 декабря 2010
    Утечка на WikiLeaks
    Содержание:
    Самый опасный человек в мире

    Последние громкие публикации WikiLeaks на деле являются лишь кучей сплетен и мелких скандалов. Чем дальше развивается история этого сайта, тем более вероятно, что он был создан для манипулирования мировым общественным мнением

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама