Поднять планку управления

Артем Коваленко
13 декабря 2010, 00:00

Власти Югры меняют традиционные подходы к управлению территорией: ставка делается на прозрачность работы с бизнесом и населением

ИТАР-ТАСС
Наталья Комарова

При большом совете глав муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа создается новая рабочая группа. В ее состав войдут главы городских и сельских поселений. Она станет дополнительным каналом обратной связи небольших поселков с районной и окружной властью для оперативного решения наболевших проблем. О том, какие еще инструменты применяются в Югре для повышения эффективности управления территориями, рассказала губернатор Ханты-Мансийского автономного округа Наталья Комарова:

— Административная реформа в округе направлена на построение эффективной системы управления регионом как необходимого условия качественного социально-политического и экономического развития. Теперь система исполнительных органов государственной власти региона включает в себя правительство, 21 департамент и девять служб. Реорганизации подвергнуто более 40 исполнительных органов госвласти. Проводя такие глобальные корректировки, мы добиваемся прозрачности административных процедур, исключения дублирования полномочий, упрощения организационных схем. Проведена ревизия критериев эффективности госуправления. Это касается и оценки эффективности работы муниципальных властей. Округ намерен серьезно изменить действующую методику, которая допускает ситуации, когда принятие формальных и невыгодных для населения решений на местах может приносить неплохие баллы муниципальной власти. По итогам каждого года определяются лидеры и аутсайдеры рейтинга. Мониторинг позволяет выявить все проблемные моменты.

Взгляд в 2030 год

Проведена масштабная ревизия всех текущих проектов, структуры управления регионом. Планируется ли пересмотр долгосрочных приоритетов?

— Уже сегодня, оценив все плюсы и минусы тенденций на мировых рынках, сверив часы с федеральными приоритетами и, главное, с потребностями жителей округа, правительство Югры приняло решение разработать долгосрочную стратегию развития региона до 2030 года. Это документ, в работе над которым мы объединим все научные и экспертные силы Югры, а современные интернет-технологии обеспечат нашим землякам, даже в самых отдаленных поселках, возможность вносить свои предложения и участвовать в обсуждении проекта стратегии.

Стратегия-2030 станет своего рода паспортом развития Югры — основным программным документом для властей всех уровней, который отражает видение будущего жителями округа и приоритеты совместной работы по каждому из направлений. В частности, обязательными блоками практически в каждом разделе стратегии станут мероприятия по повышению экологической и энергетической эффективности, технологическому развитию и укреплению кадрового потенциала Югры.

В этом году мы впервые приняли бездефицитный бюджет, ключевая роль в котором отведена финансированию целевых программ и выполнению социальных обязательств перед населением. Югра будет жить по средствам, и при этом набирать высокие показатели инвестиционной активности, не наращивая долги, а за счет эффективного управления финансами, использования современных инструментов государственно-частного партнерства, очистки от коррупционных «надбавок» к ценам по каждому из направлений госзаказа.

Пересмотрев при формировании бюджета 2011 года все программы развития, мы не только сохранили, но по некоторым направлениям расширили меры социальной поддержки граждан. Всего в округе со следующего года будет действовать 26 целевых и 14 ведомственных целевых программ.

На программы, связанные с ликвидацией ветхого и «фенольного» жилья, балочных массивов и жилищных очередей, с развитием современного здравоохранения и образования, надежной работой жилищно-коммунального комплекса, со строительством дорог, ростом промышленности, решением экологических задач и других востребованных населением направлений, ежегодно планируется направлять около 30 миллиардов рублей бюджетных средств. При этом уже сегодня правительство Югры активно отрабатывает механизмы привлечения внебюджетных инвестиций в финансирование ключевых программ — такие договоренности уже достигнуты с крупнейшими банками, работающими в Российской Федерации.

Минус «заводы, газеты, пароходы»

Наталья Владимировна, вы упомянули, что в округе будет реализовываться около 40 программ. Планируются ли изменения в налоговой политике региона и дополнительные меры по увеличению налоговых поступлений?

— Впервые в округе утвержден комплексный трехлетний план приватизации государственного имущества. Мы заинтересованы в том, чтобы вложенные в те или иные проекты бюджетные средства в конечном итоге возвращались с прибылью в бюджет автономного округа и распределялись на текущие перспективные нужды населения. Нам необходимы ресурсы для финансирования социальных программ, прежде всего на строительство жилья, детских садов, школ, больниц, спортивных и культурных сооружений, дорог, объектов коммунальной инфраструктуры.

По принятому плану за ближайшие три года объем привлеченных в бюджет средств от приватизации составит только по номиналу не менее 18 миллиардов 400 миллионов рублей. Планируется приватизация акций (долей) 19 предприятий. Крупнейшими объектами приватизации в 2011 году должны стать 44,2 процента акций автономного округа в ОАО «Ханты-Мансийский банк» и доля округа в ОАО «Югрател» — одном из крупнейших поставщиков коммуникационных услуг в нашем округе. В 2012 году на приватизацию будет передано 100 процентов акций государственной страховой компании «Югория» и пакет акций в Югорской топливно-энергетической компании. В 2013 году крупнейшими объектами, подлежащими приватизации, станут ОАО «Югорский лесопромышленный холдинг» и ОАО «Полярный кварц».

Самим предприятиям такое решение позволит привлекать качественные частные инвестиции. Смена собственника должна дать им новый импульс и создать условия для более серьезных инвестиционных возможностей.

Льготы в работу

Планируется ли расширение налоговой базы?

— Главный приоритет нашей бюджетной политики — увеличение налогового потенциала Югры посредством расширения налоговой базы, отмены неэффективных льгот и улучшения администрирования в данной области.

Налоговые льготы и преференции будут получать те, кто в них действительно нуждается: малоимущие и социально не защищенные категории граждан, предприятия, которые развивают новые производства, вкладываются в развитие экономического потенциала Югры.

Принятый окружной закон «О налоге на имущество организаций» за три года позволит увеличить налоговые доходы Югры примерно на 2,3 миллиарда рублей за три года. Изменения в распределении льгот будут, в частности, стимулировать компании к скорейшему освоению новых участков недр и тем самым — к созданию дополнительных рабочих мест, воспроизводству минерально-сырьевой базы. Помимо недропользователей преференции по имущественному налогу мы планируем предоставить организациям, занимающимся лесоводством, что создаст дополнительные возможности для роста лесопромышленного комплекса Югры.

Одновременно мы приняли изменения в закон «О ставках налога на прибыль организаций в части, зачисляемой в бюджет Ханты-Мансийского автономного округа — Югры». Этим решением мы планируем переориентировать льготы на то, чтобы они стимулировали недропользователей к проведению работ по глубокому разведочному бурению на территории автономного округа, что позволит обеспечить необходимый уровень запасов нефти. При этом расходы на проведение таких работ должны быть не ниже объема сэкономленных за счет льготы средств. В целом эта мера позволит уже в 2012 году вернуть в бюджет на нужды населения 11,4 миллиарда рублей выпадающих доходов.

Слабости сильной стороны

Федеральные власти говорили о необходимости наращивать объемы добычи нефти. Как это сделать?

— В проекте Генеральной схемы во всех приведенных моделях и сценариях Югра остается основным нефтедобывающим регионом России на предстоящее десятилетие. При этом в сценариях в отношении нашего округа до 2020 года прогнозируется значительная потеря объемов добычи.

Одна из объективных причин снижения уровня добычи — истощение ресурсной базы. В долгосрочных программах социально-экономического развития должна появиться понятная для всех участников процесса концепция зон ответственности государства и бизнеса по воспроизводству минерально-сырьевой базы. Это положение много лет дискутируется, но вопрос до сих пор так и не разрешился. Не стоит воспринимать это как критику, но в действующей системе недропользователь в лучшем случае ориентирован на «облагораживание» старых месторождений с целью создания узаконенного объекта для получения максимальной прибыли.

В свою очередь, государство с его ограниченными финансовыми возможностями не в состоянии взять на себя заботу о подготовке новых запасов на новых объектах. Необходимо серьезно думать о перспективах развития ресурсной базы. Такая работа, безусловно, должна вестись в диалоге с предприятиями ТЭКа. Математика здесь простая: если даже предположить, что эти процессы начнутся сегодня, то период от разведки и подготовки до ввода в эксплуатацию новых месторождений составит от 7 до 10 лет. А это уже почти 2020 год!

Есть и еще одна проблема, связанная с постоянным падением дебита скважин.

— Бездействующий фонд эксплуатационных скважин достиг почти 30 процентов, а средняя обводненность скважин по состоянию на начало 2010 года составляет 87 процентов. Необходимо использовать все возможности для увеличения коэффициента извлечения нефти (КИН). Компании должны иметь стимулы продолжать работу на старых месторождениях, внедрять инновационные технологии при поисково-разведочных работах и добыче углеводородов, проводить доразведку новых участков, изучать более глубокие горизонты и в конечном итоге повысить КИН до современного мирового уровня. Повышение КИН к 2020 году до 35–37 процентов позволит увеличить запасы на старых месторождениях на два миллиарда тонн. Эксперты связывают решение этих задач с развитием нефтегазосервиса. В округе мы будем всячески поддерживать нефтесервисные компании: предоставлять офисы и земельные участки, подключать к энергосетям, финансовым и банковским услугам.

Новые месторождения все равно нужно осваивать...

— Несмотря на пятидесятилетнюю историю освоения месторождений автономного округа — а из недр Югры извлечено около 9,5 миллиарда тонн нефти, — нефтедобывающий комплекс имеет значительный потенциал. По некоторым оценкам, добыта только треть всех запасов. Большие резервы сосредоточены, например, в Баженовской свите.

Парное катание власти и бизнеса

Как можно консолидировать усилия бизнеса и власти для решения глобальных вопросов?

— По итогам 2010 года бизнес Югры вложит в социальное партнерство 3,8 миллиарда рублей. В округе действует 37 соглашений о сотрудничестве с хозяйствующими субъектами. В 2011-м предполагается увеличить финансирование по соглашениям о социальном партнерстве в среднем на 10–15 процентов. Мы вместе развиваем экономику региона. Такие отношения дорогого стоят, их развитие — это, что называется, парное катание. Новые направления сотрудничества — повышение экологической эффективности.

Вы говорите об утилизации попутного нефтяного газа?

— В том числе. Ведь в регионе ежегодно добывается более 35 миллиардов кубометров ПНГ и только седьмая часть сжигается на факелах. К 2012 году мы должны обеспечить 95-процентную утилизацию ПНГ. Инвестиционные потребности округа для решения этой проблемы составляют более 200 миллиардов рублей. Мы активно рекламируем эту сферу среди инвесторов, и появились первые результаты. Так, до середины следующего года планируется ввести в Югре два газоперерабатывающих завода общей мощностью более полумиллиарда кубометров нефтяного газа. В Кондинском районе переходит в инвестиционную стадию строительство мини-ГПЗ по производству коммунального топлива.

Зависит от управленцев

Есть ли у вас представление о том, как решать проблемы моногородов?

— Каждый из этих городов, несмотря на схожую природу экономики, имеет свое лицо. Тем более что их невозможно назвать клонами вахтовых поселков, в которых люди живут лишь потому, что с этим местом их связывает работа. Муниципалитеты развиваются, наращивают инфраструктуру, а главное, люди связывают с этими местами свое будущее. Думаю, что это основное, чего городам удалось достичь за последние годы.

Добывающая отрасль составляет около 75 процентов в объеме промышленного производства, например, Когалыма, Урая и Лангепаса. Очевидно, что привязка к одной отрасли делает уязвимой экономику этих муниципалитетов. У них по-прежнему есть существенный резерв для развития малого и среднего бизнеса, рынка сервисных услуг, в том числе в нефтяной отрасли. Здесь же актуален уже упомянутый сегмент, связанный с переработкой ПНГ. В планах округа — развитие производства строительных материалов из местного сырья, производств, выпускающих энергоэффективную продукцию, что также может быть актуально для названных и многих других городов и районов. Думаю, что реализация этих проектов при снижении административных барьеров и эффективном государственно-частном партнерстве поможет жителям реже вспоминать о нефти в связке со словом «зависимость».

Качество жизни зависит и от наличия доступного жилья. Как продвигается решение проблемы балков и насколько строительной отрасли Югры по силам обеспечить потребности округа?

— Мы запланировали «ударную строительную пятилетку». В ближайшие пять лет в Югре будет построено 6,2 миллиона квадратных метров жилья, снесено 1620 балков и около 400 тысяч квадратных метров ветхого и аварийного жилья. Такие задачи поставлены в утвержденной правительством Югры целевой программе «Содействие развитию жилищного строительства на 2011–2013 годы и на период до 2015 года».

Мероприятия программы сосредоточены на трех направлениях. Это стимулирование жилищного строительства, развитие в округе собственной строительной индустрии и промышленности по производству строительных материалов, а также помощь муниципалитетам в разработке градостроительной документации.

Заложенные в программе объемы строительства позволят решить жилищную проблему 320 тысячам югорчан. В частности, за период реализации программы планируется обеспечить жильем почти 9,5 тысячи семей, стоящих в очереди на получение жилья по договорам социального найма.

В числе механизмов программы — компенсация затрат застройщикам на переселение граждан, проживающих в ветхом, аварийном, «фенольном» жилье и балках. Эта мера направлена на стимулирование компаний к реализации проектов развития застроенных территорий. Одно из условий таких проектов — переселение граждан и последующий снос расположенного на таких территориях непригодного жилья и балков для дальнейшей застройки освобожденных участков.

Общий объем финансирования программы составит почти 19 миллиардов рублей.

Кроме того, мы намерены бороться с балками и жилищными очередями с помощью субсидий. Правительство поддержало законопроект, в котором предложены новые механизмы решения этих проблем. Гражданам, для которых единственным местом проживания являются балки и вагончики, расположенные в границах населенных пунктов Югры, получат право на жилищную субсидию. Условием для этого должно стать наличие регистрации по месту жительства, оформленной до 1 января 2010 года.

Аналогичным правом предлагается наделить граждан, стоящих в очереди на социальное жилье в органах местного самоуправления. Это дает людям возможность выбора — ждать квартиру в очереди по социальному найму или уже сегодня с помощью субсидий государства приобрести квартиру самостоятельно. Мы ставим серьезную задачу — ликвидировать очереди на жилье — и будем задействовать для этого все предусмотренные современным российским законодательством инструменты.

Безусловно, такие амбициозные строительные планы, как по объемам ввода жилья, так и по социальным объектам, должны быть подкреплены главным — доступной и справедливой ценой за квадратный метр. И здесь мы заинтересованы в привлечении на строительные площадки новых партнеров, готовых предложить разумную цену за гарантированное качество строительных работ. Округ обеспечивает для этого максимально благоприятные условия.

Одно из направлений нашей окружной программы — содействие проектам модернизации и создания новых производств энергоэффективных и экологичных строительных материалов, изделий и конструкций, используемых в жилищном строительстве. Мы заинтересованы в привлечении предприятий, готовых составить серьезную конкуренцию по этим направлениям на югорском строительном рынке.

Ранее вы заявляли о коррупционной составляющей отрасли...

— Отрасль в значительной степени забюрократизирована, как следствие — к цене квадратного метра «прилепляется» еще и коррупционная надбавка. Недопустима ситуация, когда строительство объекта занимает более четырех лет, из них только полтора года приходится на инженерные изыскания, проектирование и само строительство, а все остальное время — хождение по кабинетам. В ближайшее время максимально задействуем все электронные возможности оформления документации в этом секторе и примем дополнительные меры, чтобы наладить работу «одного окна» там, где сегодня этот принцип дает сбои. В свою очередь, бизнес должен взять на себя встречные обязательства по разрушению коррупционной цепочки.

Ханты-Мансийск