Самотеком не туда

Спецвыпуск
Москва, 31.01.2011
«Эксперт» №4 (738)
Ускорить модернизацию экономики и подстегнуть развитие приоритетных для страны отраслей может только эффективное государственное регулирование и умелое стимулирование посткризисного инвестиционного процесса. В противном случае качественного рывка не будет

Инвестиционная активность в посткризисной России растет — сегодня это очевидно всем. Даже по данным Росстата, оптом рассматривающего вложения в производство, объекты социальной инфраструктуры, жилье и оборудование, инвестиции в основной капитал за январь—сентябрь 2010 года составили 103,7% к аналогичному уровню прошлого года. А при подготовке специального инвестобзора (см. «Эксперт» № 38 за 2010 год) мы насчитали более 70 инвестиционных производственных проектов на общую сумму 25,6 млрд долларов, заявленных или запущенных в России с мая по июль 2010 года. Это около 11% ВВП России. Правда, в реальности инвестиционные вложения оказываются размазанными по нескольким годам. Но основные тренды просматриваются четко. И, по крайней мере для жителей Сибири, они выглядят не слишком привлекательными.

Некрасивая картина

Во-первых, на долю Сибири приходится только шесть проектов, из которых три крупнейших — строительство Богучанской ГЭС, Богучанского алюминиевого завода в Нижнем Приангарье и цинково-свинцового ГОКа в Бурятии — реализуются в рамках масштабных инвестпроектов, поддерживаемых за счет средств госфонда или, как в случае с ГЭС, кредитуются ВЭБом. Это говорит о том, что без государственной поддержки крупные производственные инвестиции в Сибирь не идут: у региональных компаний на реализацию масштабных проектов нет денег, федеральные игроки, как правило, предпочитают размещать новые производства в европейской части России — там значительно лучше развита инфраструктура, гораздо выше плотность населения, ближе неплохо изученные европейские рынки. Во-вторых, четыре из шести проектов относятся к ресурсной экономике, и это дает повод некоторым пессимистам утверждать, что Сибирь укрепляется в роли сырьевого придатка теперь уже не только России, но и ближайшего юго-восточного соседа — Китая.

Так, согласно межправительственному российско-китайскому соглашению 2009 года, большая часть добываемой на новых сибирских месторождениях нефти в течение ближайших 20 лет будет экспортироваться в Китай, который уже строит под нее нефтеперерабатывающие мощности. В то же время о закладке новых крупных НПЗ на российской территории ничего не слышно.

«Если обратиться к утвержденной Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года, то одним из приоритетов ближайшей перспективы заявлено развитие именно традиционных отраслей ресурсной специализации как надежных источников финансирования будущих процессов модернизации экономики и перехода на инновационный путь развития, — отмечает директор Института управления, экономики и природопользования Сибирского федерального университета Евгения Бухарова. — Предоставляя развивающимся экономикам, в частности Китаю, ресурсы в таких масштабах, мы создаем условия для значительного роста базовых отраслей в этих странах и тем самым плодим себе конкурентов. И если не удастся осуществить стратегический маневр в создании высококонкурентных перерабатывающих производств, в будущем мы потеряем доходные рынки сырья и продукции первого

Новости партнеров

«Эксперт»
№4 (738) 31 января 2011
Взрыв в Домодедово
Содержание:
Русский бизнес
Экономика и финансы
На улице Правды
Реклама