Ермаки и Эдисоны

Тема недели
Москва, 23.05.2011
Первопроходцы среднего бизнеса почти заполнили имевшиеся в экономике лакуны. Дальнейший динамичный рост покажут лишь инновационно ориентированные компании

Два года назад мы впервые составили методически выверенный, как нам представляется, список компаний-«газелей». Теперь решили оформить традицию.

В международной терминологии быстро растущие в течение продолжительного периода времени компании принято называть gazelle («газели»), поскольку газель — животное, которое не просто быстро бегает, но может быстро бежать долго. Это наиболее стабильная часть быстрорастущего сегмента компаний среднего бизнеса. В свое время мы захотели найти такие в России. Всегда хочется заглянуть в будущее и заранее предугадать новые имена, новых героев.

Нашей целью было найти компании, не отягощенные грузом старых проблем и отношений с олигархами-конкурентами или государством. Мы предполагаем, что компании-«газели» способны стать каркасом новой экономики страны. В этом проекте мы хотели увидеть лучшие из лучших представителей среднего бизнеса. Откуда у «газелей» силы для такого динамичного роста? За счет чего столь быстр и долог их рост? Где те отрасли, те ниши, которые смогут стать локомотивом российской экономики? Могут ли «газели» послужить скрепляющим звеном нарождающихся российских кластеров? Могут ли изменить структуру нашей нефтезависимой экономики? Эти и другие вопросы мы ставили перед собой, когда затевали проект. И спустя две итерации мы стали кое-что понимать.

Мы поняли, что не стоит обольщаться: страна наша до сих пор находится на той стадии развития, когда даже лучшие из лучших не всегда выглядят презентабельно, что в 99% случаев это никакие не венчурные фирмы, взлетевшие за счет инноваций, а вполне понятные строительные компании, оптовые дистрибуторы лекарств, небольшие региональные розничные сети и т. п. (см. таблицу 3). Но все же среди них есть свои герои, которых мы будем отмечать и поддерживать.

Кто такие «газели»

Чтобы как-то выделить «газели» формально, мы определили четыре ключевых критерия.

Критерий первый. В число «газелей» могут попасть компании, выручка которых в 2009 году составляла более 300 млн рублей, но при этом не превышала нижнюю границу ренкинга «Эксперт-400» (списка 400 крупнейших компаний России). То есть компании не должны быть слишком маленькими, но при этом пока не должны и доминировать в своих секторах.

Критерий второй. К числу «газелей» мы решили относить те компании, выручка которых растет на 30% ежегодно по крайней мере четыре года подряд. Ведь именно такими, а скорее и более высокими темпами можно довольно скоро дорасти до того уровня, когда малый и средний бизнес становится настолько крепким, что уже может разворачивать серьезные инвестиционные проекты, покупать конкурентов или оплачивать новые разработки и серьезный НИОКР. К примеру, бизнес, который в 2003 году начинал с оборота 30 млн долларов, такими темпами к 2010 году вплотную приблизился к выручке в размере 200 млн долларов. А это уже немало — есть что показывать инвесторам, с чем выходить на IPO или размещать облигационный заем.

Критерий третий. Компания-«газель» за рассматриваемые нами четыре года должна хотя бы раз прине

У партнеров

    «Эксперт»
    №20 (754) 23 мая 2011
    Конгресс "Газелей"
    Содержание:
    Ермаки и Эдисоны

    Первопроходцы среднего бизнеса почти заполнили имевшиеся в экономике лакуны. Дальнейший динамичный рост покажут лишь инновационно ориентированные компании

    Международный бизнес
    На улице Правды
    Реклама