Звери с человеческими глазами

Культура
Москва, 22.08.2011
«Эксперт» №33 (766)
В музее-заповеднике «Царицыно» открылась выставка наивного искусства «В где показаны работы из собрания музея «Царицыно» и частных коллекций

Фото: Архив пресс-службы

В истории искусства наив как явление впервые возникает в начале XX века, а сам термин «наивное искусство» можно считать изобретением модернизма. Один из самых известных художников направления, Николай Пиросманишвили, больше известный сегодня под именем Нико Пиросмани, никогда и нигде живописи систематически не учился. Его работы впервые заметил и вывел на художественную сцену в 1910-е годы художник Михаил Зданевич, которого поразило творчество Пиросмани, удивительным образом походящее на то, чего с трудом добивались и искали передовые художники Серебряного века. Михаил Ларионов и Наталья Гончарова создавали работы, вдохновляясь народным лубком. К примитиву сознательно обращались и многие западные художники на рубеже XIX и XX веков от Поля Гогена и Анри Руссо до немецких экспрессионистов. К примитивному творчеству они относили рисунки дикарей, традиционную скульптуру Африки и островов Тихого океана, народную деревенскую живопись, а также искусство древних восточных цивилизаций — там жила скрытая правда и первозданная чистота, которой уже не оставалось в европейском академизме. Наивные художники рисовали так, как образованные хотели бы уметь.

На выставке в Хлебном доме «Царицыно» показаны работы общепризнанных мастеров и классиков наивного искусства. Их картины — истории деревенской жизни, наблюдения за животными и растениями, сильные переживания, зачастую религиозные. Здесь один из самых известных мастеров позднего советского времени Павел Леонов, живописец с уникальной манерой, напоминающей о росписях гробниц фараонов в Долине царей. Как писала знаменитый искусствовед, исследователь наивного искусства Ксения Богемская, «свою систему Леонов называл конструированием, или архитектурой, противопоставляя ее натурализму, который, как он полагал, до сих пор господствует у других художников». Его холсты разделяются на фризы, в каждом — танки, тракторы, автомобили, затем лошади, коровы. В самом верхнем или самом нижнем фризе изображаются дома. Рассматривать работы увлекательно, как альбом филателиста, — важна каждая деталь. Будь то рассказ о путешествии в Грузию или фантазия на тему русских истребителей в Африке, художественный замысел предполагает наличие определенного количества людей, пушек, животных, земли и воды. Это визуализированная разнарядка, иллюстрация советского принципа распределения, который кажется Леонову самым справедливым видом мироустройства.

Влияние советской пропаганды на творчество наивных художников — второе по силе воздействия после природы. Агитационные плакаты и советские учебники служили источниками вдохновения. «Лодка веслами управление охоте физические упражнения хорошо охотник стреляет парохода корабли гуси утка спутник» — подписывает свою работу проживший большую часть жизни в психиатрической больнице Александр Лобанов. Согласно распространенному мнению, с помощью рисунков он боролся со своими страхами, из которых самый большой, судя по работам, обычная двустволка. Есть у него и любимый мотив — изображение человека в трусах

У партнеров

    «Эксперт»
    №33 (766) 22 августа 2011
    Россия и Белоруссия
    Содержание:
    Псевдоскидка для псевдосоюзника

    Белоруссии обещана скидка на российский газ. Она обусловлена не столько политической конъюнктурой, сколько экономическими реалиями и вовсе не сделает российское сырье для этой страны дешевым

    Международный бизнес
    Частные инвестиции
    На улице Правды
    Реклама