Приговор «девяносто четвертому»

Экономика и финансы
Москва, 12.09.2011
«Эксперт» №36 (769)
По всей видимости, реформирование системы госзаказа вступает в решающую фазу: подготовленная Минэкономразвития концепция федеральной контрактной системы — достойная альтернатива Закону о госзакупках

Рисунок: Игорь Шапошников

Полгода назад каждый желающий мог стать свидетелем горячей дискуссии вокруг 94-ФЗ, более известного как Закон о госзакупках. Сегодня споры о судьбе этого документа разгораются с новой силой. Причиной стала публикация Министерством экономического развития (МЭР) законопроекта «О федеральной контрактной системе», который обещает радикальную реформу системы государственных закупок.

Напомним, что с распоряжением о реформировании системы госзаказа осенью прошлого года выступил президент Дмитрий Медведев. В соответствии со сроками, определенными главой государства, к 1 апреля 2011 года МЭР подготовило первый проект концепции Федеральной контрактной системы (ФКС). Яростными противниками идей ведомства Эльвиры Набиуллиной выступила Федеральная антимонопольная служба (ФАС): антимонопольщики настаивали на сохранении 94-ФЗ и внесении в него очередного пакета поправок. Закончилось все тем, что правительство свернуло общественную дискуссию и отправило оба ведомства улучшать сферу госзаказа совместно. Результатом такого компромисса стало принятие в апреле оперативного пакета поправок к 94-ФЗ, а радикальные решения было решено отложить до сентября. Минэкономразвития первым опубликовало свою концепцию реформы госзакупок, ФАС свои наработки обещает представить в ближайшее время. Но уже известно, что достичь согласия оппонентам так и не удалось.

Новации от МЭР

Весенняя дискуссия между сторонниками и противниками 94-ФЗ позволила нам определить как минимум четыре основных направления реформирования законодательства о государственных закупках (см. «Правила совместного реформирования», «Эксперт» № 12). Документ, разработанный Минэкономразвития, эти направления отражает в полной мере.

Во-первых, неизменной осталась сама концепция ФКС как четкой системы регулирования всех этапов, входящих в цикл государственных закупок: планирование будущих закупок; размещение госзаказа и осуществление необходимых закупок; осуществление контроля за результатом и его аудита. При этом этап планирования подразумевает составление взаимосвязанных краткосрочных планов осуществления закупок на период от пяти лет. Другими словами, чтобы включить в план ту или иную закупку, каждый госзаказчик должен сначала определиться с приоритетами своего долгосрочного развития и соответственно спрогнозировать свои потребности в товарах или услугах.

«У нас сейчас госзакупки и рынок живут отдельно друг от друга,— объясняет необходимость этапа планирования Ирина Кузнецова, директор Института управления закупками и продажами им. А. Б. Соловьева НИУ ВШЭ. — Рынок не знает, что будет происходит в сфере госзаказа, в каком направлении нужно развивать производство, какой спрос будет у государства и будет ли вообще. Даже если в сфере закупок и есть какие-то планы, они произвольно меняются заказчиками, не несущими за них никакой ответственности. Нужно понимать, что долгосрочные прогнозы госзакупок — это ориентиры для рынка, а планы закупок — ориентиры для госзаказчика и поставщика. Соответственно, объявление планов закуп

У партнеров

    «Эксперт»
    №36 (769) 12 сентября 2011
    Национальный вопрос
    Содержание:
    Пять причин быть русскими

    В стране, которая дважды распадалась по этническим границам, национальный вопрос — как веревка, о которой не говорят в доме повешенного. Но говорить все равно приходится. Пусть не на выборах, так хотя бы на высоких консилиумах, один из которых на минувшей неделе прошел в Ярославле с участием мировых светил

    Реклама